RU / EN
Главная » О нас » Пресс-центр » Дорогая жизнь: из чего складывается тариф на содержание и ремонт жилья

Дорогая жизнь: из чего складывается тариф на содержание и ремонт жилья 10 ноября 2015

Сергей Малофейкин, член генсовета «Деловой России», управляющий партнёр многопрофильного холдинга ГК «Евросервис»

За последний год по всей стране прокатилась волна изменений тарифа на содержание и ремонт жилья. По данным Росстата,  за первые девять месяцев 2015 года этот показатель увеличился на 25% по сравнению с январем-сентябрем прошлого года, и всё это на фоне общего роста «коммуналки» и появления новой статьи расходов – капитальный ремонт домов. За что платим, и можно ли добиться экономии в сфере ЖКХ?

Такой разный тариф

Если тарифы на коммунальные услуги (водо-, газо-, электроснабжение и отопление) устанавливает государство, то на жилищные (плата за содержание и ремонт жилья) полностью регулируют жильцы на общем собрании с управляющими компаниями. В России большинство потребителей услуг ЖКХ предпочитают игнорировать такие мероприятия, поэтому вся инициатива ложится на управляющие компании и муниципалитеты.

Для каждого города тариф назначается свой. Возьмем, к примеру, средний райцентр в Смоленской области с населением до 50 тыс. человек, жилфондом в 300 многоквартирных домов и площадью в 900 тыс. кв. м, сравним его с аналогичным по численности жителей и объему жилья подмосковным городом.

В первом случае плата за содержание и ремонт жилья составляет в среднем 10 руб. за 1 кв. м, а сборы в месяц со всего жилого фонда составляют порядка 8-10 млн руб., тогда как во втором эти цифры в несколько раз выше – от 20 до 40 руб. и 15-30 млн руб. соответственно.

За что платим?

Многие спрашивают, зачем платить за содержание и ремонт жилья, если теперь введён еще один сбор – на капитальный ремонт. Нужно понимать, что средства, перечисленные в фонд капремонта, пойдут на глобальные нужды – например, с их помощью можно отремонтировать крышу. А вот привести в порядок всё остальное – подъезды, лифты, коммуникации, то есть довести до ума весь дом в комплексе – уже задача управляющих компаний за счёт средств, собранных на содержание и ремонт.

Теперь рассмотрим, из чего конкретно складывается тариф на содержание и ремонт жилья. Традиционно статьи расходов следующие:

80% идёт на оплату труда работников, уплату налогов и страховых взносов, а также вывоз мусора; 10% – на покупку расходных материалов на клининг, инженерию, обслуживание лифтов;

5% – текущий ремонт;

5% – прибыль (если она есть).

Теперь подробнее о структуре себестоимости оплаты труда. Как правило, в райцентре три управляющие компании. Каждая содержит свой собственный штат, состоящий из технического персонала и управленцев.

В среднем на город численностью населения до 50 тыс. человек, жилфондом в 300 многоквартирных домов и площадью в 900 тыс. кв. м трудятся более 300 дворников, порядка 150 специалистов по ремонту электричества и сантехники, три аварийных бригады, 30-50 управленцев. У большей части технического персонала неполный рабочий день, отсутствует полноценный контроль, что позволяет работу, на выполнение которой объективно потребуется полчаса, растягивать на полдня. Получается, что при большом количестве задействованного персонала ответственность управляющих компаний перед жителями весьма размыта. Активно выполнять работы на территориях управляющие компании начинают тогда, когда «делят» между собой дома и территории.

Пути оптимизации

Несмотря на то, что многие рассматривают сферу ЖКХ как одну из самых проблемных, пути оптимизации в ней все же существуют, и даже на низких тарифах можно экономить. Во-первых, необходимо организовывать и внедрять единый контакт-центр (колл-центр) на город. Функции контакт-центров могут выполнять действующие МФЦ. Во-вторых, внедрять онлайн-порталы по приёму и учёту заявок с фотофиксацией выполнения работ. В-третьих, внедрять учёт и контроль над временем и ходом выполнения работ техническим персоналом, учитывать расход строительных материалов.

Внедрение вышеописанных механизмов позволит оптимизировать работу персонала, улучшить клиентские сервисы и экономить с тарифа около 30-40%. В сектор ЖКХ должен прийти бизнес, который готов и не боится инвестировать в модернизацию жилого фонда, выстраивать клиентские сервисы, уметь оптимизировать сервисные процессы, общаться с жителями и получать доходность от 5% до 15%.

Партнёры