RU / EN

Первый шаг на пути протекционизма российского флота 09 марта 2017

Государственная Дума пересмотрит правила осуществления каботажных перевозок

В марте Госдума планирует рассмотреть во втором чтении законопроект о внесении изменений в ст. 4 Кодекса торгового мореплавания РФ в части, касающейся каботажа. Что же такое каботаж? Это перевозки, которые осуществляются исключительно между портами одной страны. Каботажные перевозки грузов существуют с незапамятных времен. Вода была и остается одним из самых доступных способов транспортировки грузов любых габаритов в странах, береговая линия которых также обширна, как у России. А для России это особенно актуально для перевозок грузов по Северному морскому пути. И именно на этом пути нужно особенно аккуратно соблюдать баланс между свободной конкуренцией и защитой российских судовладельцев.

Нынешнее положение дел обстоит так: каботажные перевозки осуществляются судами, выходящими в море под Государственным флагом РФ. Суда, которые плавают под флагом иностранных государств, сохраняют возможность производить каботаж, не нарушая при этом международные договора РФ или в случаях и порядке, предусмотренном постановлением Правительства РФ №504.

Тем не менее, имеется большое количество лазеек, которыми пользуются и российские компании, и чиновники для того, чтобы фрахтовать исключительно «иностранцев». Итог - несмотря на все старания законодателя, каботажные перевозки осуществляются часто иностранными компаниями. А почему? А мы не знаем точно. Вариантов миллион. Говорят, что у российских компаний ставка фрахта больше. Конечно. Откуда у нас будет низкий фрахт? У нас сколько сборов, требований, налогов и т.д. Соблюдение законодательства – наша основа, а вот у французов законодательство другое. Там нет такого большого количества требований. А что стоит ледовый сбор, ставка которого по непонятным причинам у норвежцев ниже? Тут целый комплекс вопросов, которые без помощи законодателя решить, к сожалению, невозможно. Буквальная трактовка понятия каботажа могла бы гарантировать российским судовладельцам хотя бы видимость стабильности.

И вот первая ласточка – законопроект о расширении области применения «каботажа» относительно территории. Под каботажем предлагается понимать перевозку и буксировку не только между отечественными морскими портами, но и островами искусственного происхождения, установками и сооружениями на континентальном шельфе нашей страны. Данная практика соответствует Договору о ЕАЭС и положениям других международных договоров. По мнению законодателей и бизнеса, в целом данный законопроект позволит добиться роста объемов перевозок, осуществляемых судами под российским флагом. По моему мнению, к существенному росту объема перевозок это не приведет, но , по крайне мере, как первый шаг в сторону поддержки российского флота очень символичен.

Будем надеяться, что законопроект позволит увеличить количество российских компаний, которые осуществляют перевозки в рамках границ арктических территорий и им станет легче конкурировать с иностранными компаниями перевозчиками.

Теги:
Партнёры