Платформа для обработки бизнес-запросов предпринимателей
RU / EN
Главная » Комитеты » Новости » Дмитрий Пурим дал интервью о перспективах Севморпути

Дмитрий Пурим дал интервью о перспективах Севморпути 25 октября 2016

О перспективах Севморпути размышляют ученые, политики, экономисты, но вряд ли кто-то представляет положение дел на Севере лучше, чем люди, посвятившие жизнь работе в этом холодном регионе. О будущем главной арктической магистрали журналу Sozvezdye Review рассказал председатель комиссии «Деловой России» по железнодорожным, морским и речным перевозкам, почетный полярник, победитель конкурса EY «Предприниматель года 2015» в России, председатель правления компании «Совфрахт» Дмитрий Пурим.

 

– Дмитрий Юрьевич, о Севморпути все чаще говорят как о трассе, способной составить конкуренцию маршруту через Суэцкий канал. На ваш взгляд, насколько обоснованы такие прогнозы?

– Формально Севморпуть – это трасса, ограниченная меридианом мыса Желания (на архипелаге Новая Земля) и Беринговым проливом, прилегающая к северному побережью Российской Федерации. Для целей нашего обсуждения правильнее говорить Северный или ТрансАрктический маршрут. Потому что он может начинаться в Кандалакше или даже в С. Петербурге, а заканчиваться на Курилах. Всерьез говорить, что Северный маршрут в ближайшие годы станет альтернативой Суэцу, могут только некомпетентные люди. Любому понимающему специалисту понятно, что существуют не только технологические ограничения и сезонность, но и ограничения по составу грузовой базы: при температуре значительно ниже нуля невозможно гарантировать исправность товаров повседневного спроса, а именно в основном они составляют поток из Азии в Европу и США. Откровенно говоря, даже если представить себе, что такой транзит будет востребован, неочевидно, что он принесет бюджету доходы. Скорее наоборот. Таким образом, я считаю, что этот маршрут будет оставаться российской транспортной артерией, обеспечивающей вывоз углеводородного сырья (СПГ и уголь) и обеспечение присутствия в Арктике российских интересов. А это немало. К 2030 году вполне можно ожидать грузооборот до 60 млн. тн. в этих сегментах.

– Какая инвестиционная политика, по вашему мнению, должна проводиться в отношении этого маршрута?

 Нужно развивать инфраструктуру. И она развивается - одна Сабетта чего стоит! Нельзя вкладываться в проекты, не подкрепленные грузовой базой, что бы ни советовали различные «эксперты». Развитие должно идти постепенно, без комсомольского задора, с расчетом на синергетический эффект от инвестиций. Оптимальный сценарий – это поэтапное развитие СМП, начиная с восточного побережья. С 2016-го по 2020 годы необходимо системное развитие линейного судоходства и инфраструктуры в регионе Архангельск – Сабетта – Дудинка. Бюджетное финансирование в размере до десяти миллиардов рублей даст толчок к привлечению частных инвестиций объемом не менее ста миллиардов. Будут созданы и отработаны технологии, будет получен опыт и обеспечена безопасность мореплавания по всему маршруту. Это оптимальный вариант.

– А как выглядит неоптимальный сценарий?

– Неоптимальный – это избыточно затратный, форсированный. Попытка одномоментного развития трассы СМП по всему побережью с запада на восток с целью мгновенно превратить Севморпуть в «международный транспортный коридор». Но это приведет к тому, что ресурсы будут не вкладываться, а «осваиваться». Огромное бюджетное финансирование само по себе не выступит рычагом для «подъема» частных инвестиций бОльших, чем возможно. Деньги уйдут «в никуда», инфраструктура состарится за следующие 10 лет, потому что рынок должен быть готов, инвесторы должны быть готовы. Это постепенный процесс.

– Такой взвешенный подход находит понимание в органах власти, в тех ведомствах, которые отвечают за развитие Севморпути?

– В целом – да. «Совфрахт» плотно работает с государственными структурами, и нам удается донести свою точку зрения до людей, принимающих ответственные решения. При этом мы подчеркиваем, что для достижения эффективных результатов в рамках этого проекта все заинтересованные стороны должны работать в тесной связке. Арктический маршрут – не просто морская трасса, это своего рода уникальный инфраструктурный объект, развитие которого может стимулировать экономическую активность на всем северном и тихоокеанском побережье России. Но Арктика не терпит ненужной конкуренции. В Арктике невозможно построить эффективную работу автономно. Поэтому я считаю своевременным решение о создании единого логистического оператора, который сможет осуществлять системную координацию в Арктике, являться интегратором имеющейся информации для принятия ответственных решений. Таким оператором должен стать консорциум, созданный этой весной Министерством обороны. В него вошли «Совфрахт», «Оборонлогистика» и Дальневосточное морское пароходство. Это объединение позволяет не только консолидировать ресурсы (суммарно в нашем управлении находится 95 судов и шесть морских портов), но и создать механизм для выработки управленческих решений.

– Какие именно задачи стоят перед консорциумом?

– На сегодняшний день наша главная задача – формирование понятной системы транспортного обеспечения в арктическом регионе для проектов, не связанных с перевозкой углеводородов. Уже сейчас находится в разработке «Методическое руководство ценообразования транспортных и иных логистических услуг по доставке морским транспортом грузов в Арктической и Курильской островной зонах», которое сможет стать ценовым ориентиром для госзаказчиков с одной стороны, и экспедиторов, судовладельцев и стивидоров с другой. К сожалению, сегодня многие грузоотправители, в том числе государственные, плохо представляют особенности доставки грузов в Арктике. Они считают, что это то же самое, что доставка по Черному морю, хотя риски в арктическом регионе во много раз больше, а технологии морской перевозки, организации выгрузки, например, на необорудованный берег совершенно другие. И требования к безопасности и экологии тоже другие. Ценность наличия разгрузочного устройства в Арктике отличается в разы от того, что принято в местах развитого судоходства. Если ты не продумал заранее и не привез все необходимое в Арктике найти замену ты можешь только у себя. Следовательно, технологии, время и стоимость здесь другие. Но это не значит, что стоимость непредсказуема.

– Какие еще функции будет выполнять консорциум?

– Мы должны создать линейные маршруты для доставки грузов в любую точку Арктики на базе единой тарифной политики. Важно сделать так, чтобы судоходство стало удобным для коммерческих и государственных заказчиков. Сегодня отсутствует координация работы коммерческого флота в Арктике, из-за этого возникают расходы, которых можно было бы избежать. Это касается и оптимизации работы ледоколов, и использования емкости флота. Основа эффективной координации – не только административные, но в большей степени экономические меры. В частности, формирование той же прозрачной тарифной политики. При этом помимо самой тарифной базы будет создана удобная интернет-платформа для пользователей, которые хотят заказать или заказать услугу по транспортировке в арктическом регионе. Заказ перевозки должен стать таким же простым процессом, как вызов «Яндекс. Такси» и иметь возможность реализовать функцию биржи. Консорциум будет выступать гарантом исполнения в реализации заказов на перевозку в Арктическом регионе. Для этого создаются два штаба морских операций – один на Северо-западе (отв. «Совфрахт») и на Дальнем Востоке (отв. Дальневосточное морское пароходство). Также будет создан ситуационный центр, куда будет стекаться вся информация в режиме реального времени – от погоды и состояния льда, до фактического положения судов, средств разгрузки и статуса груза. Оператором ситуационного центра будет «Оборонлогистика».

Консорциум обеспечит предоставление услуг в Арктике по гарантированной цене, не принуждая к работе грузовладельцев и судовладельцев, способных найти более эффективные решения самостоятельно.

– Когда именно будут реализованы эти планы?

– На форуме «Арктические проекты», который пройдет в Архангельске 19–20 октября, «Совфрахт» совместно с «Оборонлогистикой» и Дальневосточным морским пароходством представит концепцию развития транспортной системы Арктики. Она включает в себя методологию ценообразования – прообраз будущей тарифной системы. Весной 2017 года планируется в тестовом режиме запустить платформу для формирования заказов, тогда же начнут работу Западный и Восточный штабы морских операций Севморпути.

 

О компании

ПАО «Совфрахт» входит в десятку крупнейших транспортно-логистических компаний России. Компания основана в 1929 году. Является головной компанией группы «Совфрахт-Совмортранс».

ПАО «Совфрахт» оказывает полный спектр логистических услуг всеми видами транспорта в режиме «одного окна». «В 2015 году компания обеспечила более 50% всех российских грузовых операций в Арктике и получила премию Минтранса РФ «Лучшее логистическое решение» за работу в Арктическом регионе.

 

Источник – Sozvezdye Review

Партнёры