Платформа для обработки бизнес-запросов предпринимателей
RU / EN
Главная » Лица » Генеральный совет » Точки зрения » Федор Спиридонов: «Для нас подготовка персонала — ключевая задача»

Федор Спиридонов: «Для нас подготовка персонала — ключевая задача» 31 августа 2021

Интервью члена генерального совета Федора Спиридонова об изменениях в оценочной отрасли и ее перспективах

О главных изменениях в оценочном законодательстве, переходе отрасли оценки в онлайн, последствиях пандемии и о том, как привлечь и удержать ценные кадры, “Ъ” рассказал Федор Спиридонов, основатель и управляющий партнер консалтинговой группы SRG — лидера на рынке оценки недвижимости и в корпоративном сегменте.

— Как сфера оценки в целом и ваша компания в частности смогли адаптироваться к условиям пандемии?

— Пандемия, безусловно, коснулась всех так или иначе. Многие взяли курс на диджитализацию. Нам, к счастью, не пришлось меняться радикально, поскольку мы на тот момент уже практиковали формат дистанционной работы. Например, часть аналитиков-оценщиков в сфере жилья у нас работают в регионах в разных часовых поясах. И если раньше это выглядело несколько необычно и выходило за рамки общепринятых законов офисной жизни, то сейчас стало нормой и дало нам возможность развивать этот опыт и плотнее взаимодействовать с региональными командами.

То же самое с деловыми мероприятиями, которые мы традиционно проводим для повышения информирования и обмена опытом в оценочной отрасли. Например, онлайн нам очень помог масштабировать наше ключевое мероприятие — Международную конференцию по оценочной деятельности — на страны СНГ и регионы, тем самым увеличив в разы количество профессиональных участников.

В корпоративном оценочном сегменте из-за пандемии были некоторые паузы, потому что наши клиенты перестраивались. В работе над большими проектами практически не пришлось ничего перестраивать, так как документооборот уже давно автоматизирован, работать с одним документом может несколько человек одновременно независимо от местонахождения. Тем не менее ключевые встречи с партнерами и клиентами мы сохранили в офлайн-формате.

— А как клиенты отреагировали на уход в онлайн?

— Они готовы работать в таком формате, для них это одно из преимуществ, при этом у клиентов довольно высокие требования к цифровым сервисам. Но в этом и плюс диджитализации: она позволяет измерять, структурировать, анализировать, делать выводы, проверять гипотезы и получать обратную связь от клиентов и в итоге делать сервисы лучше. Наша цель — качественно управлять изменениями и делать это быстрее всех остальных. К этому можно отнести и продукты компании, и клиентские отношения, и, наверное, самое главное — развитие сотрудников.

— Говоря о развитии сотрудников, какое место в компании занимает HR-политика? Как вы готовите оценщиков, как привлекаете новые кадры и как их удерживаете?

— Для нас подготовка персонала — ключевая задача. Мы делаем ставку на soft skills, конструктивное взаимодействие и корпоративную культуру. Раз в полгода проводится оценка персонала, по итогам которой пересматривается материальное вознаграждение. Есть обучающие классы для специалистов оценочной практики, система грейдов, обеспечивающая понятный карьерный рост для каждого сотрудника, наконец, это интересные проекты, которые ценны для получения релевантного опыта.

Работать у нас можно начинать с последних курсов вузов, мы берем студентов на стажировку, у нас хорошо развита система наставничества. Вузы дают базовые знания, а дальше люди быстро учатся на практике. Наверное, это порой непросто, но именно в этих условиях происходит развитие и оттачивание квалификации, которая со временем достигает хорошего, качественного уровня и высоко ценится на рынке.

— Какими качествами должен обладать оценщик, который хочет у вас работать?

— Молодые специалисты у нас обычно начинают с позиции ассистента. Мы ценим прежде всего аналитические способности, пытливый ум, желание работать в принципе и желание работать именно в этой сфере, ответственность. Впоследствии они развиваются и становятся оценщиками, сдают экзамен, получают членство в саморегулируемых организациях и превращаются в высококвалифицированных специалистов.

Мы делаем ставку на развитие собственных молодых специалистов, но всегда «за», когда приходят опытные профессионалы извне. Охота за лучшими кадрами ведется всегда, на любом рынке. Тем более отрасль небольшая, требования к специалистам растут, а хорошие кадры нужны не только в оценочных компаниях, но и в банках, в залоговых подразделениях, в ЦБ. Сотрудники нашей организации ценятся на рынке, но мы стараемся их удерживать благодаря понятной системе грейдов (карьерного роста) и конструктивной среде внутри. Мы придерживаемся принципа, что сотрудник, его квалификация, ответственность, вклад в общее дело превыше всего. Конструктивно — это когда люди на работе занимаются своим делом, а не тратят время на выяснение отношений и препирательства с начальством. Мы хотим, чтобы сотрудники сами видели, как растет компания — а в течение десяти лет мы растем в среднем на 30% ежегодно, и понимали, что и сами могут развиваться так же быстро.

— Вы демонстрируете динамичный рост. С чем он связан, на ваш взгляд?

— С вызовами времени и умением на них реагировать прежде всего. Пандемия усилила тренд на цифровизацию бизнеса. Вырос спрос на цифровые решения и продукты. В росте оказались те, кто сумел такие решения вовремя разработать и предложить рынку. Но при этом востребованными остаются и наши традиционные услуги. Прежде всего это оценка для банковского кредитования, включая экспертизу "проблемки"'. Проблемные активы — это всегда зона риска для банков, и им важны здесь надежные партнеры и эффективные решения.

— Почему вдруг актив становится проблемным?

— Это происходит по разным причинам, их условно можно поделить на две категории. Первая — когда проблемы возникают за счет внешних факторов, из-за чего та или иная отрасль претерпевает спад, соответственно, какие-то предприятия, которые и до этого чувствовали себя не очень хорошо, переходят в предбанкротное состояние. Эти активы можно вычислить и в какой-то мере делать прогнозы.

Вторая категория менее предсказуемая — здесь проблемы обусловлены внутренними факторами. Скажем, неправильно заложен риск, приняли неэффективные управленческие решения, излишняя закредитованность, а кредит был потрачен не так, как следовало бы.

Банки тоже не заинтересованы в том, чтобы актив сразу признавался проблемным — они стараются его реанимировать и только потом продавать, но поскольку это не их профильная деятельность, то получается не всегда. Иногда проблема возникает из-за того, что экспертиза перед финансированием проекта была нетщательной. Тут у нас есть свои решения для банков: мы проводим экспертизу «на входе», помогаем контролировать инвестиционную фазу (обычно это строительство), а также регулярно проводим финансово-технический надзор, который подтверждает расходование средств на заявленные нужды.

Кроме того, у нас есть автоматизированное решение, которое помогает работать с некоторыми проблемными активами. Мы занимаемся продажей типовой жилой недвижимости с балансов банков-партнеров. Этот продукт за счет автоматизации и оцифровки каждого элемента всего процесса позволяет продавать жилую недвижимость в любом регионе, обеспечивая максимальную прозрачность и эффективность сделок. Банкам выгоднее сконцентрироваться на продаже сложных объектов, отдавая продажу типовых на аутсорсинг и не тратя на это внутренних ресурсов.

Услуга по продаже недвижимости, в свою очередь, является частью нашей платформы «Легкая ипотека», основная задача которой — помочь банкам-партнерам обеспечить максимально удобный ипотечный процесс для своих клиентов. На данный момент система позволяет перевести в онлайн оценочные, страховые и регистрационные услуги — а значит, значительно ускорить и упростить и для банка, и для заемщика ипотечную сделку.

Осуществляя продажи проблемной жилой недвижимости, мы понимаем, что очень важно обладать аналитикой и работать со структурированными базами данных. С 2012 года мы собираем аналитическую базу по стоимости жилья во всех регионах, благодаря чему банки понимают, какая цена продажи оптимальна. Услуга достаточно узкая, но востребованная: с нами уже более десяти банков, портфель составляет более 4 млрд руб.

— Сейчас идет работа над законопроектом о создании апелляционного органа при Совете оценочной деятельности. Нужен ли такой инструмент, на ваш взгляд?

— Это, безусловно, разумное решение. Сейчас работа апелляционного органа направлена на случаи обязательной оценки, они в основном затрагивают интересы государства. В то же время государству нужно иметь и инструмент досудебного регулирования в части оценки, которым станет апелляционный орган при Минэкономразвития.

Если инструмент будет эффективно работать, то, может быть, к нему присмотрятся и банки, потому что сейчас, когда они доказывают стоимость залогов ЦБ, у них нет аналога в досудебном регулировании. Да и ЦБ мог бы снять с себя часть нагрузки. Наверняка при этом нужны будут оценщики, что приведет к дальнейшему развитию отрасли. В общем, надо смотреть на результаты, но в целом идея перспективная.

— Как, на ваш взгляд, будет развиваться рынок в перспективе ближайших года-двух?

— Оценочная отрасль сейчас находится явно не в расцвете. Это произошло в том числе из-за того, что репутация оценочного сообщества пострадала, и где-то — справедливо, к сожалению. Речь о случаях, когда некачественные оценки делались ноунейм-компаниями. Введение обязательного квалификационного экзамена, результаты которого нельзя купить, в хорошем смысле просеяло оценочное сообщество. Остались только те, кто практикует. Но это проверка лишь базовых знаний. С учетом большой дифференциации объектов оценки в разных случаях требуются разные опыт и квалификация. И здесь оценочному сообществу нужна помощь государства в части изменения условий закупочных процедур.

Дело в том, что сейчас для госзакупок на услуги оценщиков заказчик ориентируется в первую очередь на ценовой фактор и в меньшей степени — на квалификацию, опыт, деловую репутацию и другие неценовые факторы, хотя это государственное имущество, объекты могут быть совершенно разными и сложными. Соотношение составляет 60:40. При этом для юридических услуг, услуг по экспертизе и аудиту неценовой фактор может составлять до 70%.

Я думаю, если удастся убрать этот диссонанс и сделать так, чтобы неценовые критерии занимали до 70% в необходимых случаях, оценочная отрасль получит однозначный стимул для развития, повысятся и качество оценки, и квалификация экспертов.

В рамках работы профильного комитета «Деловой России» мы пытаемся инициировать эти изменения, и Минэкономразвития нас уже в этом поддержало. Ждем дальнейших решений.

Источник

Партнёры