Платформа для обработки бизнес-запросов предпринимателей
RU / EN
Главная » О нас » Пресс-центр » Иван Демченко на ПМЭФ — 2022 назвал направления для развития речных грузовых перевозок

Иван Демченко на ПМЭФ — 2022 назвал направления для развития речных грузовых перевозок 16 июня 2022

16 июня на ПМЭФ — 2022 в рамках трека «Новый экономический порядок: отвечая на вызовы времени» прошла дискуссия о развитии российского флота и новых перспективных маршрутов — «Мировой океан и глобальные трансформации: какой флот нужен России и миру?». В ней принял участие член координационного совета «Деловой России», акционер ООО «Новосталь-М» Иван Демченко. На площадке выступили также статс-секретарь — заместитель министра промышленности и торговли РФ Виктор Евтухов, помощник президента РФ Игорь Левитин, генеральный директор АО «Трансмашхолдинг» Кирилл Липа, председатель правления, генеральный директор «Объединенной судостроительной корпорации» Алексей Рахманов.

Вел дискуссию программный директор клуба «Валдай», доцент МГИМО МИД России Иван Тимофеев. «Подобная сессия в рамках ПМЭФ стала традицией — проводим ее уже в пятый раз. Новые геополитические и экономические условия заставляют адаптироваться, искать новые пути развития ключевых отраслей связанных с морским и речным транспортом: портовые инфраструктуры, рыболовный, торговый флот и так далее», — сказал он, открывая встречу.

Два года назад пандемия обнажила критическую уязвимость мировой экономики из-за перебоев в морских перевозках. Сегодня, в условиях крупнейшей в истории экономической войны на Западе и карантинных ограничений на Востоке, международная морская торговля оказалась под беспрецедентным давлением. Ограничение свободы судоходства, на чью долю приходится до 90% всех перемещаемых грузов планеты, приводит к многократному росту издержек, разрыву отлаженных за десятилетия маршрутов, повсеместному росту инфляции.

Российский торговый флот столкнулся с масштабным санкционным давлением, вызванным стремлением исключить страну из глобальных логистических цепочек. В сложившихся обстоятельствах на первый план выходит задача выстраивания новой связанности стран и регионов. Это потребует переоткрытия внутренних водных путей, форсированного развития перспективных морских маршрутов — и нового флота, который сможет на них работать и их обслуживать.

Ключевую задачу для отрасли участники дискуссии сформулировали как необходимость достижения технологического суверенитета. В этой связи статс-секретарь — замминистра промышленности и торговли РФ Виктор Евтухов указал на необходимость пересмотра постановления правительства №719. «Понятно, что сегодня оно уже устарело, надо менять это постановление», — сказал он. Замминистра заметил, что постановление предусматривал «плавный» процесс имопортозамещения. «Сегодня замещать надо практически все и сразу. Мы определили перечень оборудования критического импорта, по которому надо работать — начиная от двигателей и заканчивая навигационным оборудованием. Такие программы потребуют существенного финансирования», — отметил он.

Помощник президента РФ Игорь Левитин убежден, что стратегию развития флота надо определять в связке со стратегией развития торговли. «Ошибка была в том, как мы продаем груз: в своем порту или в порту назначения, и тогда меняться система заказа на суда. Мы пошли по пути продажи груза в своем порту. В результате — отказались от балкерного флота, и сегодня к нам не едут, а своего флота нет», — пояснил он. Помощник главы государства также поднял тему развития речного транспорта. «Мы не занимались гражданским судостроением, а сегодня речной туризм оказался очень востребован. Надо заняться этим направлением, надо переходить на свой флот — это очень хороший рынок», — отметил Игорь Левитин.

Тему речного транспорта в своем выступлении развил член координационного совета «Деловой России», акционер ООО «Новосталь-М» Иван Демченко. Он напомнил, что металлурги не только производят сталь для судостроительных предприятий, но и активно пользуются водными перевозками. «Речной транспорт обеспечивает нашу сырьевую безопасность — только за прошлый год мы перевезли на наши предприятия более 200 тыс. тонн металлолома именно речным транспортом», — сказал он.

Он назвал три ключевые проблемы, с которые сейчас сталкиваться его предприятие в качестве потребителя услуг грузовых перевозок речными маршрутами. Первая — это необходимость развития речных коридоров и переходов, а также площадок, способных принимать грузовые суда. В результате возникает необходимость перегрузки продукции на другие суда в ходе маршрута. «Например, в районе канала Москвы-реки максимальная глубина у причальных стенок составляет 2–2,5 метра, и никакое транспортное судно туда загнать не возможно», — сказал он. Другая проблема — нехватка речных судов. И третья — необходимость включения речных маршрутов в основные транспортные пути. «Мультимодальные перевозки существенно сокращают затраты. Такой вид перевозок не развит у нас относительно других стран. Европе сегодня порядка 20–25% всех грузов перевозится рекой. У нас этот потенциал еще больше. Например, разница перевозки металлолома из Москвы: вагоном стоит порядка 5 тыс. руб. за тонну, и если мультимодальную перевозку берем — это река, перевалка, вагон и доставка до предприятия, то это 2,5-3 тыс. руб. на тонну. Это существенная разница. Поэтому надо развивать инфраструктуру», — резюмировал делоросс.

Полную запись конференции смотрите по ссылке: https://forumspb.com/programme/business-programme/97755/ 

Партнёры