Платформа для обработки бизнес-запросов предпринимателей
RU / EN
Главная » О нас » Пресс-центр » Не дает добро: аресты таможенников обнажили проблемы ФТС

Не дает добро: аресты таможенников обнажили проблемы ФТС 16 марта 2021

Начальник Астраханской таможни Ильдар Саидов задержан по подозрению в превышении полномочий. Генерала конвоируют в Москву, где будет решаться вопрос о мере пресечения. Также стало известно о задержании находившегося в бегах бывшего начальника отдела таможни СанктПетербурга - ему инкриминируют получение взятки в 20 млн рублей. Связанные с коррупцией скандалы сотрясают российскую таможню с начала года. Так, в конце февраля был задержан оперативниками начальник службы тылового обеспечения Центральной энергетической таможни полковник Сергей Алексеев, подозреваемый в получении "откатов". Чуть ранее по материалам ФСБ было возбуждено дело против руководителя отдела по борьбе с экономическими таможенными правонарушениями Северо-Кавказской оперативной таможни по факту вымогательства крупной суммы у местного бизнесмена. А уже после новостей о задержании Саидова стало известно, что в Приамурье сотрудниками ФСБ и отдела по противодействию коррупции Хабаровской таможни выявлены факты превышения полномочий работником Благовещенского таможенного поста. Подробности - в материале "Известий".

Начальника Астраханской таможни (Южное таможенное управление) Ильдара Саидова задержали за превышение должностных полномочий, которое повлекло тяжкие последствия.

Следователи планируют обратиться в суд и ходатайствовать об избрании меры пресечения в виде содержания под стражей.

Операцию по задержанию проводили сотрудники центрального аппарата ФСБ России. По данным телеканала РЕН ТВ, генерал-майора конвоируют в Москву для проведения следственных действий. Другой источник говорит, что Саидов подозревается в занижении пошлин для отдельных коммерсантов.

Саидов был назначен начальником Астраханской таможни в июне 2017 года, уточняет агентство. До этого он возглавлял Астраханскую таможню в статусе исполняющего обязанности начальника, занимал различные должности на Татарстанской и Краснодарской таможнях. Награжден нагрудным знаком "Отличник таможенной службы", медалями "За службу в таможенных органах" I, II и III степеней, медалью "За усердие".

Также в понедельник стало известно о задержании бывшего начальника отдела Санкт-Петербургской таможни (Северо-Западное таможенное управление) Олега Гусева. От правоохранительных органов полковник скрывался более полугода.

Гусеву, предположительно, предъявлено обвинение по ч. 6 ст. 290 УК РФ ("Получение взятки в особо крупном размере"). Доставленный в Москву подозреваемый уже дал признательные показания. Басманный суд столицы принял решение о заключении Гусева под стражу - он арестован до 26 апреля.

" По данным следствия, Гусев в декабре 2018 года потребовал от представителей ООО Таллер" взятку в размере 20 млн рублей, - сообщила официальный представитель Следственного комитета РФ Светлана Петренко. - Незаконное вознаграждение предполагалось за непринятие предусмотренных законом мер в рамках мероприятий таможенного контроля в отношении указанной коммерческой организации. Такие мероприятия проводились с мая того же года в связи с реализацией товаров марки Таллер". Указанные денежные средства получены Гусевым через посредников в период декабря 2018-го - января 2019 года". Как отметили в СК, Гусев скрылся от органов предварительного расследования, после чего был объявлен в розыск. Задержали его 14 марта 2021 года в московском аэропорту Шереметьево.

Гусев исчез в ноябре 2019 года - он не явился на работу, а потом дал о себе знать, вероятно, из Прибалтики. Одновременно с ним исчез и начальник службы таможенного контроля после выпуска товаров Северо-Западного таможенного управления, замначальника СЗТУ полковник Максим Мамчура.

Как отмечает Вадим Ткаченко, юрист, основатель и СЕО консалтинговой группы VVCube, "таможенная сфера наряду с госзакупками является одной из наиболее коррупционно-емких в силу объема товара и срочности многих международных отношений". Как минимум часть преступлений в этой сфере связана с попытками обойти эмбарго. "Большая востребованность на российском рынке продукции, которая подпадает под санкции, диктует спрос, который, естественно, хотят закрыть предложениями компании, используя различные возможности, - полагает эксперт. - Проблема здесь не только в том, что появляется коррупция на стадии провоза и декларирования товара (и не только санкционного), но и в самой нормативной базе таможенных ограничений и санкционных препятствий. Эти и ряд других смежных вопросов находятся в сфере принятия политических решений. Часть из них осталась со времен присоединения к ВТО и принятия Марракешского соглашения 1994 года".

По словам Ткаченко, только в этом месяце начал решаться вопрос о деятельности в России филиалов иностранных страховых компаний, работа которых позволит упростить процедуру международных поставок некоторых грузов. "Большая проблема остается в сфере правоприменительной практики при международных поставках по правилам Инкотермс и международных операциях, подпадающих под обычаи устоявшегося делового оборота во всем мире, а также между двумя контрагентами, - отметил специалист в интервью "Известиям". - Таможенные органы полностью игнорируют этот институт права и формально подходят к взаимодействию сторон, подталкивая их на коррупционный путь отношений с госорганом".

Коррупционные схемы, которые применяют на таможне, в последние годы сильно видоизменились - ситуаций, когда инспекторы могли делать деньги на всем подряд, больше нет, отмечает источник "Известий", знакомый с положением дел в отрасли. "Выгодополучателей теперь ищут не в низших звеньях, а где-нибудь повыше. Бизнес умеет считать свои деньги и прикидывает, кому и за что ему стоит платить, а кто только имитирует свои вахтерские теневые функции, - говорит он. - Обычно платят за общее содействие и отсутствие препятствий при проведении таможенного контроля: досмотров, влекущих простои, экспертиз, дел об административных правонарушениях по незначительным поводам и т.д." Ряд задержаний руководителей таможенной службы произошел после недавней коллегии ФСБ, на которой президент Владимир Путин указал направления действий органов госбезопасности по борьбе с коррупцией, отметил в беседе с "Известиями" подполковник запаса, директор благотворительного учреждения "Право и порядок" Олег Иванников.

 - Сегодняшние задержания - это ответ работников госбезопасности на поставленные задачи. В то же время это результат системной работы - информации по таможенной службе в последние годы было много, в том числе от представителей бизнеса. Уголовные дела возбуждены против руководства, и это неслучайно, ведь преступления коррупционной направленности требуют хорошей подготовки и образования, - отметил эксперт.

Таможенной службе необходимо сместить акценты в кадровой политике, уверен зампред комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Анатолий Выборный.

 - Нельзя допускать назначения по принципу: хороший человек, родственник, друг или просто необходимо занять штатное место, - считает он. - Нужно смещать акценты на выяснение, с каким намерением люди идут на госслужбу или продвигаются по должности и насколько честно и добросовестно они могут трудиться.

Для этого Анатолий Выборный предлагает применять методики, аналогичные уже внедренным в Росгвардии: там, чтобы поступить на службу или продвигаться по карьерной лестнице, каждый проходит детектор лжи - полиграф.

По мнению председателя Национального антикоррупционного комитета Кирилла Кабанова, "таможня находилась и находится в зоне высокого коррупционного риска, тем более что большинство регламентирующих документов, в том числе Таможенный кодекс, допускают гибкое регулирование тарифа за ввозимый товар". Он напомнил о том, что в 2000-х годах сотрудников таможни иногда "задерживали целыми подразделениями". "Пресечение коррупционной составляющей стало возможным, когда ввели общие условия для всех игроков на этом рынке. Коррупционные процессы в таможне все еще остались, сломать систему не смогли, хотя они и стали более латентными", - отмечает Кабанов. Чтобы уменьшить коррупционные риски в таможне, нужно ввести унифицированные ставки тарифа, уйти от бумажного документооборота и перейти в электронную прозрачную систему декларирования, уверен глава общественной организации.

По словам Кабанова, "многие сотрудники таможни находятся в связке с бизнесом и работают вместе, поэтому уровень соблазнов высок". "Астраханская таможня граничит с Казахстаном, а через него с Китаем, - напомнил он в беседе с "Известиями". - Через степь проходит огромное количество фур, и там огромный соблазн открыть маленький канал для контрабанды, который никто не будет трогать".

Один из последних громких скандалов с участием ФТС случился перед недавним Днем святого Валентина - 14 февраля. Тогда в числе пострадавших оказались представители цветочного бизнеса.

 - Перед 14 февраля у нас возникла колоссальная проблема на таможне, - рассказал "Известиям" основатель сети "Цветочный ряд" и член правления Ассоциации цветочного ритейла Иван Утенков. - С 11 февраля около 120 фур не смогли въехать на территорию России из Белоруссии. Машины пришли только 20 февраля. Цветы - это скоропортящийся продукт. Поэтому вместо товара мы получили компост. Мы зафиксировали убытки, но таможенникам их предъявлять не будем. Какие проблемы они решали, мы не знаем, но к 8 Марта ФТС уже работала как часы.

Дискретность норм действующего законодательства создает риски для бизнеса, который вынужден искать способы ввоза товаров, имеющих спрос в стране, отметила представитель "Деловой России" Наталья Беляева. Отсюда и схемы с транзитом через Белоруссию и другие страны ЕАЭС, добавила она.

Многие из тех, кто идет в таможенную службу, "рассматривают работу здесь как притягательную кормушку для поправки своего бюджета", считает председатель совета организации "Комитет по противодействию коррупции и содействию общественной безопасности" Марина Галюченко. "Сейчас коммерсанту иногда легче заплатить взятку и растаможить товар совершенно по другим документам, по иным позициям, чтобы таким образом снизить таможенную пошлину. А у сотрудника таможни, государственного служащего, есть такой мотив - а вдруг никто не узнает", - сказала Галюченко в беседе с "Известиями". - В результате бытовые случаи переходят в государственные масштабы. У коммерсантов есть понимание, где какая таможня в России какую мзду берет. На мой взгляд, в этой системе виноват не только таможенник. Наказывать нужно и тех коммерсантов, которые провоцируют сотрудников службы и совершают с ними сделку. Таким образом они не государству платят налоги, а укрывают их".

Теги:
Партнёры