Платформа для обработки бизнес-запросов предпринимателей
RU / EN
Главная » О нас » Пресс-центр » Островная задача: фермерам упростят доступ в крупные торговые сети

Островная задача: фермерам упростят доступ в крупные торговые сети 17 декабря 2021

Малые сельхозпроизводители смогут размещать свою продукцию в крупных сетях - "Магните" и "Пятерочке" - на льготных условиях. Пилотный проект "Фермерский островок" стартует 17 декабря в Уфе, до конца года - в Новосибирской и Омской областях, а позже распространится на всю Россию. Об этом "Известиям" рассказали в пресс-службе Корпорации МСП. На "островки" фермеры смогут заходить кооперативом и не соблюдать жестких требований ритейлеров к поставщикам. Проект станет шагом вперед, но объединение в кооператив может вызвать сложности, полагают эксперты.

30 метров

О том, что крупные торговые сети подавляют малый бизнес, неоднократно заявляли сами предприниматели. Как ранее писали "Известия", на совещании в ФАС в ноябре представители деловых объединений жаловались, что небольшим компаниям зачастую невозможно договориться с супермаркетами о взаимовыгодных условиях. Тогда они предлагали ввести для сетей обязательное квотирование поставщиков из сектора МСП - по аналогии с квотами для госзакупок.

Корпорация МСП предложила свой вариант решения проблемы: с 17 декабря организация запускает пилот по созданию в федеральных торговых сетях "Магнит" и "Пятерочка" специально выделенных торговых зон "Фермерский островок". Размещая свои товары на таких "островках", малый бизнес сможет присутствовать в супермаркетах, но при этом ему не нужно будет выполнять требований ритейлеров к поставщикам. Таким образом у малых сельхозпроизводителей появится альтернативный канал сбыта, надеются в Корпорации МСП.

- "Островки" будут работать по модели кооператива, в который смогут объединяться от 10 до 25 фермеров. Кооператив нужен, так как самостоятельно разместить торговую точку в магазине федерального ритейлера фермеру не под силу - продажа нескольких товарных позиций в день не может окупить вложения, - рассказал генеральный директор корпорации Александр Исаевич.

Предполагается, что "фермерские островки" будут просторными - по 20-30 кв. м - и в них представят широкий ассортимент. Фактически это магазин в магазине, для которого выберут проходимую локацию с достаточным размером среднего чека. В корпорации заверили, что помогут предпринимателям в поисках площадки и оборудования, а также в переговорах с сетями о выгодных для фермеров условиях аренды. Кроме того, участники проекта смогут взять кредит на специальных условиях в МСП банке, рассказали там. Пилотный проект по размещению торговых точек рассчитан на шесть месяцев, будет открыто порядка 20 "островков", которые дадут возможность для сбыта продукции примерно 500 фермерам, рассчитывают в Корпорации МСП. Первая площадка такого типа будет открыта 17 декабря в магазине "Магнит" в Уфе, а до конца года "островки" появятся в Новосибирской и Омской областях в сети "Пятерочка". В 2022 году запланирована реализация проекта в Тюменской и Московской областях, а в дальнейшем планируется масштабировать его на всю страну, оптимистичны в организации. В Минэкономразвития заявили, что поддерживают эксперимент, так как эта инициатива позволит увеличить число занятых и выручку бизнеса, что соответствует национальным целям по развитию малого и среднего предпринимательства. Также эксперимент расширит доступ жителей страны к экологически чистым продуктам фермеров.

В пресс-службах правительств Башкирии, Новосибирской и Омской областей не ответили на вопросы. "Известия" также направили запрос в ФАС о случаях дискриминации поставщиков при попытках попасть на полки крупных торговых сетей.

Шаг вперед

"Известия" попросили торговые сети раскрыть детали проекта и пояснить свою мотивацию для участия в нем. В "Магните" заявили, что на их "фермерских островках" будет представлена продукция местных производителей, которые хотят видеть свой товар на полках супермаркетов, но в силу ряда причин не имеют возможности стать поставщиками федеральной сети. В числе таких товаров - молочная продукция, сыры, кондитерские изделия, мед, мясная гастрономия, овощи.

- Мы видим, что покупатели любят местную продукцию, которая часто производится по уникальным рецептам, поэтому нам важно, чтобы она присутствовала на наших полках. Мы заинтересованы в расширении ассортимента качественной местной продукции и постоянно ищем новые форматы взаимодействия с небольшими поставщиками, - заявили там.

В Х5 Retail Group ("Пятерочка", "Карусель", "Перекресток"), а также Metro, "Ашане", "Дикси", "О'кей", "Ленте" и "Азбуке вкуса" не ответили на запрос. Механизм, предлагаемый Корпорацией МСП, безусловно, станет шагом вперед, уверена вице-президент ТПП РФ Елена Дыбова. Им точно смогут воспользоваться фермеры, и для кого-то он станет подспорьем в бизнесе.

Однако процесс объединения в кооператив может вызвать сложности: эта модель юридически несовершенна, в ней присутствует ряд проблем - в части как разделения ответственности, так и распределения доходов.

По мнению Елены Дыбовой, для того чтобы решить проблему рынка сбыта для фермеров, необходимо более активно развивать малогабаритную и нестационарную торговлю, возвращать рынки, проводить ярмарки.

Государству не стоит убеждать торговые сети работать с фермерами, категоричен сопредседатель "Деловой России" Антон Данилов -Данильян.

Намного эффективнее - предусмотреть льготную программу финансирования для групп малых производителей, которые хотят объединиться и открыть собственный магазин, полагает он.

Справка "Известий"

Сегодня малый бизнес сталкивается со сложностями при сотрудничестве с торговыми сетями. Во-первых, ему необходимо производить большой объем товаров, чтобы они были представлены сразу во всех магазинах сети (как минимум в одном регионе). Во-вторых, небольшие компании вынуждены нести дополнительные затраты: на выгодное место на полке, на маркетинг, на вывоз товаров с истекшим сроком годности и доставку продукции до каждого магазина сети, если у нее короткий срок годности. В-третьих, торговые сети диктуют высокие требования к упаковке.

Теги:
Партнёры