Платформа для обработки бизнес-запросов предпринимателей
RU / EN
Главная » О нас » Пресс-центр » Политика Центробанка идет вразрез с экологическими целями. Высокая ключевая ставка тормозит инвестиции в зеленую экономику

Политика Центробанка идет вразрез с экологическими целями. Высокая ключевая ставка тормозит инвестиции в зеленую экономику 29 декабря 2021

Учет климатических рисков и поддержка "зеленого" финансирования становится новым трендом в деятельности мировых центральных банков, отмечают эксперты Института комплексных стратегических исследований (ИКСИ). В то время как большинство регуляторов занято разработкой механизмов стимулирования инвестиций в зеленые проекты, российский ЦБ игнорирует создание инструментов поддержки "зеленого" финансирования. Мало того, жесткая денежно-кредитная политика (ДКП) и растущая ключевая ставка делают вложения в климатические проекты нерентабельными.

Оснований смягчения ДКП также, похоже, нет. В интервью телеканалу "Россия-1" глава ЦБ Эльвира Набиуллина объявила, что годовая инфляция в стране превысит 8%, что в два раза выше таргета.

При этом за последние несколько лет популярность климатической повестки среди мировых центральных банков заметно возросла, замечают в ИКСИ.

Эксперты отмечают, что участие центральных банков в борьбе с изменением климата началось еще в 2015 году с речи тогдашнего управляющего Банка Англии об угрозах изменения климата для финансовой стабильности, к которым он отнес иски физических потерь имущества, риски ликвидности, а также риски, связанные с процессом перехода к низкоуглеродной экономике. В качестве примера он приводил рост размера страховых убытков по причине погодных условий. За 10 лет их размер увеличился с 10 до 50 млрд долл в год.

На сегодняшний день многие центральные банки присоединились к Сообществу центральных банков и надзорных органов по повышению экологичности финансовой системы. "Сейчас в это сообщество входит 101 центральный банк (в том числе Центробанк РФ), и еще 16 находятся в статусе наблюдателей", – заявляют эксперты ИКСИ, отмечая, что наибольшую активность в интеграции климатической повестки в свою деятельность проявляют в настоящее время европейские центральные банки, а также Народный банк КНР.

Экономисты отмечают, что многие регуляторы заметно продвинулись в части интеграции климатической повестки в функции и задачи центрального банка. Так, Европейский центральный банк (ЕЦБ) создал единый центр по изменению климата, который будет формировать и направлять климатическую повестку ЕЦБ как внутри страны, так и за ее пределами. "Его деятельность будет организована по рабочим направлениям, от денежно-кредитной политики до надзорных функций", – рассказывают в институте. ЕЦБ уже объявил, что будет учитывать вопросы изменения климата при проведении своей денежно-кредитной политики, продолжают эксперты.

Деятельность Банка Англии также была расширена: теперь помимо целей по обеспечению ценовой и финансовой стабильности, а также поддержке экономики, добавилась и цель по обеспечению устойчивого развития в сфере экологии.

В некоторых странах уже видны практические изменения в части интеграции климатической повестки в инструментарий ДКП. Так, Банк Японии запустил программу кредитования с нулевой ставкой для финансовых организаций, которые инвестируют в "зеленые" проекты или кредитуют их. Народный банк Китая также объявил о запуске нового инструмента рефинансирования для банков, кредитующих проекты с низкими углеродными выбросами. Китайские банки теперь смогут рефинансировать до 60% от стоимости таких кредитов по низкой ставке в размере 1,75%. Кроме того, замечают исследователи, важным этапом в развитии рынка "зеленого" финансирования в Китае стала публикация новой версии каталога проектов для "зеленых" облигаций.

Таким образом, характеристики финансовых активов с точки зрения их экологичности и влияния на показатели устойчивого развития и снижения углеродных выбросов становятся все более важным фактором в регулировании финансового сектора, подчеркивают эксперты ИКСИ.

И в отличие от большинства ведущих центральных банков ЦБ РФ не реализует активных мер, направленных на поддержку проектов "зеленого" финансирования, подчеркивают в ИКСИ. При том что Россия, как и остальные ведущие страны мира, приняла на себя обязательства в рамках борьбы с изменением климата.

"Центробанк признает, что достижение поставленных целей потребует "активного финансирования со стороны российских банков и финансового сектора в целом", а также то, что энергопереход приведет к "снижению операционной прибыли, повышению объема совокупного долга и процентных расходов" российских компаний. Однако при этом ЦБ не считает нужным оказывать поддержку такому переходу при помощи собственных инструментов, в том числе в рамках ДКП", – замечают исследователи.

Экономисты критикуют политику регулятора за недостаточную включенность в вопросы энергоперехода. "Общая тональность высказываний представителей ЦБ указывает на то, что особых стимулирующих мер ожидать не стоит. Предложения некоторых крупных банков о послаблении регулирования для "зеленых" кредитов пока не нашли понимания. В ЦБ по традиции обращают внимание в первую очередь на риски таких стимулов, указывая на вероятность формирования пузырей", – подчеркивают в ИКСИ, добавляя, что без отсутствия поддержки со стороны регулятора привлекательность "зеленого" финансирования может оказаться недостаточной.

Они также обращают внимание на то, что центральные банки с мягкой ДКП запускают новые инструменты "зеленого" рефинансирования, тогда как в России на фоне повышения ставок речи о каких-либо дополнительных инструментах даже не идет. "Среди причин таких разных подходов – более сильное давление на центральные банки за рубежом, в том числе со стороны законодательной власти и общественных организаций, выступающих за активный учет экологических рисков в работе финансовой системы, а также более амбициозные цели по снижению выбросов, принятые на национальном уровне", – делают вывод эксперты.

Сказать, что ЦБ ничего не делает, все-таки нельзя. На прошлой неделе зампредседателя ЦБ РФ Владимир Чистюхин объявил, что ЦБ в течение ближайших трех лет продолжит содействовать внедрению новых финансовых зеленых инструментов. По его словам, речь будет идти в том числе о запуске переходных климатических облигаций, которые должны помочь финансированию проектов углеродоемких компаний, направленных на повышение их экологичности. "Это и зеленые ипотечные инструменты, которые помогут запустить зеленую ипотеку", – говорил он.

Первый зампред ЦБ Ксения Юдаева обещала, что регулятор снизит требования к капиталу банков, кредитующих экологические проекты, и повысит их для тех, кто предоставляет ссуды компаниям, которые не раскрывают своего воздействия на окружающую среду. По мнению Юдаевой, развитие инструментов "зеленого" финансирования должно помочь российским компаниям привлечь дополнительные инвестиции, в том числе из-за рубежа.

Пока же не очень понятно, как привлекать инвестиции в зеленые проекты, если не предлагается никаких механизмов финансового содействия этому. Напомним, в утвержденной Стратегии социально-экономического развития РФ с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года говорится, что объем инвестиций в снижение выбросов парниковых газов должен составлять около 1% ВВП в 2022-2030 годах, и 1,5-2% ВВП в 2031-2050 годах, то есть от 1 до 2 трлн руб. в ценах 2020 года. При этом в Минэкономразвития (МЭР) ожидают, что до 2050 года в декарбонизацию будет инвестировано менее 90 трлн руб. Независимые эксперты считают эту цифру недостаточной. По их подсчетам, потребуются более 500 трлн руб. инвестиций в создание альтернативной экономики. К примеру, необходимые инвестиции только в транспортный сектор они оценивали в 145 трлн руб. (см "НГ" от 19.12.21).

Эксперты "НГ" также сомневаются, что при жесткой ДКП будет сложно привлекать инвестиции в зеленые проекты. "Из-за роста ключевой ставки будут расти процентные ставки по кредитам, в том числе для бизнеса. Для зеленых проектов двузначные ставки могут оказаться неподъемными, особенно с учетом обычно высоких первоначальных инвестиций на оборудование, патенты и т.д.", – говорит управляющий партнер аналитического агентства WMT Consult Екатерина Косарева. "При постоянно растущей стоимости заемного капитала этот тренд вполне может встать на паузу до момента, когда ключевая ставка пойдет вниз", – соглашается старший аналитик аналитического центра "Альпари" Анна Бодрова, добавляя, что ЦБ мог бы разработать эксклюзивные кредитные условия именно для этого направления деятельности.

По мнению Косаревой, по-настоящему стимулировать зеленые проекты, кроме спроса, помогут налоговые льготы. "Например, снижение ставки налога на прибыль или отсрочка до начала стабильных продаж", – заявляет эксперт.

Учет климатических рисков и поддержка "зеленого" финансирования становится новым трендом в деятельности мировых центральных банков, отмечают эксперты Института комплексных стратегических исследований (ИКСИ). В то время как большинство регуляторов занято разработкой механизмов стимулирования инвестиций в зеленые проекты, российский ЦБ игнорирует создание инструментов поддержки "зеленого" финансирования. Мало того, жесткая денежно-кредитная политика (ДКП) и растущая ключевая ставка делают вложения в климатические проекты нерентабельными.

Оснований смягчения ДКП также, похоже, нет. В интервью телеканалу "Россия-1" глава ЦБ Эльвира Набиуллина объявила, что годовая инфляция в стране превысит 8%, что в два раза выше таргета.

При этом за последние несколько лет популярность климатической повестки среди мировых центральных банков заметно возросла, замечают в ИКСИ.

Эксперты отмечают, что участие центральных банков в борьбе с изменением климата началось еще в 2015 году с речи тогдашнего управляющего Банка Англии об угрозах изменения климата для финансовой стабильности, к которым он отнес иски физических потерь имущества, риски ликвидности, а также риски, связанные с процессом перехода к низкоуглеродной экономике. В качестве примера он приводил рост размера страховых убытков по причине погодных условий. За 10 лет их размер увеличился с 10 до 50 млрд долл в год.

На сегодняшний день многие центральные банки присоединились к Сообществу центральных банков и надзорных органов по повышению экологичности финансовой системы. "Сейчас в это сообщество входит 101 центральный банк (в том числе Центробанк РФ), и еще 16 находятся в статусе наблюдателей", – заявляют эксперты ИКСИ, отмечая, что наибольшую активность в интеграции климатической повестки в свою деятельность проявляют в настоящее время европейские центральные банки, а также Народный банк КНР.

Экономисты отмечают, что многие регуляторы заметно продвинулись в части интеграции климатической повестки в функции и задачи центрального банка. Так, Европейский центральный банк (ЕЦБ) создал единый центр по изменению климата, который будет формировать и направлять климатическую повестку ЕЦБ как внутри страны, так и за ее пределами. "Его деятельность будет организована по рабочим направлениям, от денежно-кредитной политики до надзорных функций", – рассказывают в институте. ЕЦБ уже объявил, что будет учитывать вопросы изменения климата при проведении своей денежно-кредитной политики, продолжают эксперты.

Деятельность Банка Англии также была расширена: теперь помимо целей по обеспечению ценовой и финансовой стабильности, а также поддержке экономики, добавилась и цель по обеспечению устойчивого развития в сфере экологии.

В некоторых странах уже видны практические изменения в части интеграции климатической повестки в инструментарий ДКП. Так, Банк Японии запустил программу кредитования с нулевой ставкой для финансовых организаций, которые инвестируют в "зеленые" проекты или кредитуют их. Народный банк Китая также объявил о запуске нового инструмента рефинансирования для банков, кредитующих проекты с низкими углеродными выбросами. Китайские банки теперь смогут рефинансировать до 60% от стоимости таких кредитов по низкой ставке в размере 1,75%. Кроме того, замечают исследователи, важным этапом в развитии рынка "зеленого" финансирования в Китае стала публикация новой версии каталога проектов для "зеленых" облигаций.

Таким образом, характеристики финансовых активов с точки зрения их экологичности и влияния на показатели устойчивого развития и снижения углеродных выбросов становятся все более важным фактором в регулировании финансового сектора, подчеркивают эксперты ИКСИ.

И в отличие от большинства ведущих центральных банков ЦБ РФ не реализует активных мер, направленных на поддержку проектов "зеленого" финансирования, подчеркивают в ИКСИ. При том что Россия, как и остальные ведущие страны мира, приняла на себя обязательства в рамках борьбы с изменением климата.

"Центробанк признает, что достижение поставленных целей потребует "активного финансирования со стороны российских банков и финансового сектора в целом", а также то, что энергопереход приведет к "снижению операционной прибыли, повышению объема совокупного долга и процентных расходов" российских компаний. Однако при этом ЦБ не считает нужным оказывать поддержку такому переходу при помощи собственных инструментов, в том числе в рамках ДКП", – замечают исследователи.

Экономисты критикуют политику регулятора за недостаточную включенность в вопросы энергоперехода. "Общая тональность высказываний представителей ЦБ указывает на то, что особых стимулирующих мер ожидать не стоит. Предложения некоторых крупных банков о послаблении регулирования для "зеленых" кредитов пока не нашли понимания. В ЦБ по традиции обращают внимание в первую очередь на риски таких стимулов, указывая на вероятность формирования пузырей", – подчеркивают в ИКСИ, добавляя, что без отсутствия поддержки со стороны регулятора привлекательность "зеленого" финансирования может оказаться недостаточной.

Они также обращают внимание на то, что центральные банки с мягкой ДКП запускают новые инструменты "зеленого" рефинансирования, тогда как в России на фоне повышения ставок речи о каких-либо дополнительных инструментах даже не идет. "Среди причин таких разных подходов – более сильное давление на центральные банки за рубежом, в том числе со стороны законодательной власти и общественных организаций, выступающих за активный учет экологических рисков в работе финансовой системы, а также более амбициозные цели по снижению выбросов, принятые на национальном уровне", – делают вывод эксперты.

Сказать, что ЦБ ничего не делает, все-таки нельзя. На прошлой неделе зампредседателя ЦБ РФ Владимир Чистюхин объявил, что ЦБ в течение ближайших трех лет продолжит содействовать внедрению новых финансовых зеленых инструментов. По его словам, речь будет идти в том числе о запуске переходных климатических облигаций, которые должны помочь финансированию проектов углеродоемких компаний, направленных на повышение их экологичности. "Это и зеленые ипотечные инструменты, которые помогут запустить зеленую ипотеку", – говорил он.

Первый зампред ЦБ Ксения Юдаева обещала, что регулятор снизит требования к капиталу банков, кредитующих экологические проекты, и повысит их для тех, кто предоставляет ссуды компаниям, которые не раскрывают своего воздействия на окружающую среду. По мнению Юдаевой, развитие инструментов "зеленого" финансирования должно помочь российским компаниям привлечь дополнительные инвестиции, в том числе из-за рубежа.

Пока же не очень понятно, как привлекать инвестиции в зеленые проекты, если не предлагается никаких механизмов финансового содействия этому. Напомним, в утвержденной Стратегии социально-экономического развития РФ с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года говорится, что объем инвестиций в снижение выбросов парниковых газов должен составлять около 1% ВВП в 2022-2030 годах, и 1,5-2% ВВП в 2031-2050 годах, то есть от 1 до 2 трлн руб. в ценах 2020 года. При этом в Минэкономразвития (МЭР) ожидают, что до 2050 года в декарбонизацию будет инвестировано менее 90 трлн руб. Независимые эксперты считают эту цифру недостаточной. По их подсчетам, потребуются более 500 трлн руб. инвестиций в создание альтернативной экономики. К примеру, необходимые инвестиции только в транспортный сектор они оценивали в 145 трлн руб. (см "НГ" от 19.12.21).

Эксперты "НГ" также сомневаются, что при жесткой ДКП будет сложно привлекать инвестиции в зеленые проекты. "Из-за роста ключевой ставки будут расти процентные ставки по кредитам, в том числе для бизнеса. Для зеленых проектов двузначные ставки могут оказаться неподъемными, особенно с учетом обычно высоких первоначальных инвестиций на оборудование, патенты и т.д.", – говорит управляющий партнер аналитического агентства WMT Consult Екатерина Косарева. "При постоянно растущей стоимости заемного капитала этот тренд вполне может встать на паузу до момента, когда ключевая ставка пойдет вниз", – соглашается старший аналитик аналитического центра "Альпари" Анна Бодрова, добавляя, что ЦБ мог бы разработать эксклюзивные кредитные условия именно для этого направления деятельности.

По мнению Косаревой, по-настоящему стимулировать зеленые проекты, кроме спроса, помогут налоговые льготы. "Например, снижение ставки налога на прибыль или отсрочка до начала стабильных продаж", – заявляет эксперт.

При росте ключевой ставки зеленые проекты и целевые займы под них становятся убыточными для предприятий, соглашается исполнительный директор департамента компании "Универ Капитал" Артем Тузов. Он считает, что хорошей практикой может быть избавление инвесторов от уплаты налога с доходов по зеленым облигациям.

Эксперт также сомневается, что в реальности производители, ориентированные на экспорт продукции в страны третьего мира, будут торопиться с модернизацией производства, покупая "зеленые" сертификаты у предприятий, которые такую модернизацию уже произвели. "Рынок торговли "зелеными" сертификатами должен быть запущен в РФ в ближайшие два года. Более того, идти в ногу с западными странами в рамках энергоперехода имеет смысл, только если продукция из стран третьего мира будет как-то ограничиваться в доступе на рынок не только ЕС, но США и РФ. Иначе окажется, что российские производители провели "зеленую" модернизацию, увеличили себестоимость продукции и в результате стали неконкурентными продукции, например, из Китая и Индии", – рассуждает Тузов.

Повышение ключевой ставки ЦБ формально делает финансирование для российских заемщиков в рублях дороже, соглашается аналитик по товарным рынкам "Открытые инвестиции" Оксана Лукичева. Однако, подчеркивает она, говорить о заметном негативном влиянии повышенной ключевой ставки не стоит. "Энергопереход – процесс на десятилетия, а повышенные уровни инфляции и ключевой ставки могут ограничиться несколькими кварталами", – говорит аналитик. Другое дело, продолжает Лукичева, что центральные банки в последние годы все больше отходят от своей прямой деятельности – денежно-кредитной политики и сохранения стабильности цен. "Это потенциально несет в себе риски, так как возложение на центральные банки задач, которыми должны заниматься правительства, ведет ко все большему отходу от первоочередной задачи сохранения стабильности цен. Соответственно это приводит к пересмотру критериев допустимости инфляции", – подчеркивает эксперт.

Технологическая модернизация при высоком уровне процентных ставок, а тем более если ставки продолжают достаточно быстро расти, просто невозможна, говорит старший аналитик компании Forex Optimum Александр Розман. "Если уровень ожидаемого повышения рентабельности от модернизации ниже, чем уровень ставки, то очевидно, что даже "грязная" модернизация будет заблокирована, что уж там говорить про внедрение достаточно сомнительных, с точки зрения повышения рентабельности производства, технологий снижения углеродного следа выпускаемой продукции", – рассуждает он. Рост ставки ЦБ приведет к замедлению инвестиционных процессов, и многие проекты энергоперехода встанут на паузу до лучших времен, говорит член генерального совета "Деловой России", управляющий партнер компании First Алексей Порошин. Он считает, что государство вполне способно "оплатить" энергопереход нефтегазовыми доходами. Мало того, считает Порошин, у России есть шанс совершить энергопереход гораздо быстрее, чем европейские и азиатские партнеры, за счет своих внутренних ресурсов.

Теги:
Партнёры