Вступить в организацию
Ru
En
Личный кабинет делоросса Люди дела
подать заявку
Дежурный по стране

Верховный суд России обобщил практику по административной ответственности за антимонопольные нарушения

25.04.2025
Верховный суд России обобщил практику по административной ответственности за антимонопольные нарушения

Экспертный центр «Деловой России» по антимонопольному урегулированию оценил обзор Верховного суда страны по делам о привлечении к административной ответственности за нарушения антимонопольного законодательства.

Документ содержит положения по ключевым вопросам административной ответственности в сфере антимонопольного права. Задача обзора - устранить правовую неопределенность по ряду значимых аспектов, достичь единообразия правоприменительной практики при рассмотрении дел об административных правонарушениях в области антимонопольного регулирования.

В пункте 6 обзора Верховный суд разъяснил, что установление доминирующего положения в отношении только одного из участников группы хозяйствующих субъектов является необоснованным, если между ними сохраняется конкуренция. В таком случае действия участника не образуют состава административного правонарушения по ст. 14.31 КоАП (Злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке).

Анализ судебной практики показал ряд особенностей:

  1. Отсутствие согласованной модели поведения между участниками коллективного доминирования свидетельствует о сохранении конкурентных отношений

  2. Невозможность индивидуального влияния на рынок: если конкуренция между субъектами коллективного доминирования не устранена, ни один из них не может единолично определять общие условия обращения товаров на рынке

  3. Недопустимость квалификации индивидуальных действий как нарушения: поведение отдельного участника не может быть признано злоупотреблением доминирующим положением, если остальные участники продолжают конкурировать

Таким образом, для привлечения к ответственности за злоупотребление коллективным доминированием необходимо доказать способность субъекта оказывать решающее влияние на рынок и отсутствие конкуренции между участниками группы

Ранее антимонопольные органы придерживались подхода, что нарушителем может быть признан лишь один из участников коллективного доминирования, даже если его рыночная доля незначительна, а остальные субъекты сохраняли конкурентную борьбу. Такой подход создавал риски необоснованного привлечения к ответственности компаний, не обладающих реальной рыночной властью.

«Позиция Верховного суда, основанная на экономической логике, способствует снижению избыточного административного давления и повышению предсказуемости правоприменения, что заслуживает безусловной поддержки», - отметили специалисты экспертного центра «Деловой России».

По их словам, такой подход имеет ключевое значение для деловой среды: прозрачная система ответственности позволит бизнесу выстроить четкую систему планирования, сократить операционные и репутационные риски. Понятные правила работы с регулятором сформируют основу для благоприятной бизнес-среды в России, что важно для компаний, работающих в высококонкурентных или регулируемых отраслях, подчеркнули эксперты.

В пункте 19 обзора закреплена позиция, согласно которой обязанность компании предоставить запрашиваемую ФАС информацию не включает требование данных у третьих лиц, обобщение или систематизацию сведений, а также оформление информации в формах, не предусмотренных законодательством.

Таким образом пределы обязанностей юрлица ограничиваются предоставлением только тех данных, которые уже имеются в его распоряжении. Компания не обязана создавать новые документы, запрашивать информацию у контрагентов или преобразовывать существующие данные в иные форматы. Такой подход способствует снижению административной нагрузки на бизнес и сокращению издержек при работе с запросами ФАС, заявили в экспертном центре «Деловой России».

В пункте 31 обзора суд указал, что предписание о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного в результате нарушения антимонопольного законодательства, выдается только в том случае, если невозможно рассчитать административный штраф. Таким образом, если размер штрафа подлежит исчислению, предписание о перечислении дохода не применяется, и нарушитель привлекается к административной ответственности.

Ранее правовая неопределенность в этом вопросе могла приводить к его произвольному толкованию, противоречивым судебным решениям и повышенным рискам для бизнеса. Исход подобных дел для многих мог означать ликвидацию бизнеса, поскольку при перечислении дохода в федеральный бюджет предприниматель практически лишался средств. Теперь у судов и ФАС есть ориентир: приоритет отдается штрафу, а не взысканию активов у предпринимателей.

«Документ не просто систематизировал сложившуюся практику, он стал важным шагом на пути устранения дисбаланса в применении мер ответственности. Это обеспечит большую защищенность бизнеса, регулятору позволит опираться на единообразные критерии в правоприменении. Утверждение этой позиции Верховным судом повышает уровень правовой определенности в одной из самых сложных сфер - антимонопольном регулировании», - добавили в экспертном центре «Деловой России».

К списку новостей
Читайте также
Наши партнёры