В «Деловой России» состоялся круглый стол «Предложения к локализации автомобилей такси: отраслевые инициативы». Мероприятие организовано подкомитетом «Деловой России» по развитию такси вместе с АНО «Общественный совет по развитию такси» (ОСРТ).
На встрече присутствовали представители власти, бизнеса, таксопарков, автопроизводителей, независимого профсоюза «Новый труд» (НПНТ). Участники обсудили отраслевые предложения в законопроект о локализации автомобилей такси. Согласно документу, планируется использовать в такси только машины с высокой долей российской сборки.
Согласно иссл6едованию ОСРТ, почти 60% таксопарков тратят более 70 тыс. руб. в год на обслуживание одного автомобиля, а порядка 65% сталкиваются с внеплановым ремонтом больше трех раз в год. Также 70% перевозчиков предпочли бы заменить российские авто на иномарки из-за низкой надежности и проблем с гарантийным обслуживанием. «Через 30–50 тыс. руб. км пробега начинаются серьезные проблемы с подвеской и электроникой», – констатировал представитель ОСРТ в городе Москва Андрей Капитан. Позицию совета в ходе дискуссии также представила и председатель ОСРТ Ирина Зарипова.
По словам замруководителя Роскачества Ольги Шанаевой, только 16,3% россиян доверяют отечественным машинам для перевозок. «Пассажиры ценят безопасность и комфорт. Если мы хотим конкурировать с иномарками, нужно решить эти проблемы», – констатировал эксперт.
Зампред «Деловой России» Антон Данилов-Данильян подчеркнул, что необходимо соблюсти баланс между интересами автопрома и реальными возможностями рынка. Эксперт подкомитета «Деловой России» по развитию такси Алексей Гуцуляк предложил ввести прямые субсидии для таксопарков и самозанятых водителей, аккредитацию сервисных центров таксопарка, а также увеличить гарантийный срок обслуживания автомобилей такси.
Депутат Госдумы Дмитрий Гусев выступил за отсрочку закона на один-два года во избежание коллапса рынка. Руководитель оперативного штаба НПНТ Алексей Неживой отметил, что 95% автомобилей за Уралом не соответствуют критериям локализации, что может привести к их массовой замене, росту затрат для таксопарков и снижению доступности услуг для населения. Он предложил внедрить закон в экспериментальном режиме, чтобы регионы могли адаптировать требования под свои особенности.
Во время заседания участники круглого стола подготовили ряд рекомендаций:
Отложить введение закона до 2027 года, чтобы доработать его
Создать пилотные регионы для тестирования локализации автомобилей
Разработать стандарты качества для машин такси, учитывая наличие автоматической коробки передач, а также обеспечение необходимого уровня безопасности и комфорта пассажиров
Ввести субсидии и льготы для поддержки бизнеса, работающего в сфере такси
Аккредитовать сервисные центры таксопарков
Учесть интересы самозанятых, чтобы предотвратить их уход в теневой сектор
По итогам круглого стола будет подготовлен документ для отправки в правительство и Госдуму, а также создана рабочая группа для дальнейшей проработки инициатив.