«При текущих темпах роста рынка литий-ионных аккумуляторов в ближайшие два-три года мы сможем полностью локализовать производство батарей, необходимых для текущих потребностей отечественного автотранспорта», – считает член координационного совета и руководитель комитета «Деловой России» по электротранспорту, учредитель группы компаний АИР Алексей Кучмин. «Корпорация «Росатом» сейчас запускает фабрики по производству аккумуляторных батарей, в Липецке есть компания, которая делает аккумуляторы. Исходное сырье, правда, из дружественных стран, но тенденция хорошая», – отметил он, выступая на площадке Особой экономической зоны «Технополис Москва».
29 февраля руководство и члены комитетов «Деловой России» по автомобильной промышленности и по электротранспорту приняли участие в закрытой встрече Московского кластера электромобилестроения, расположенного на территории ее организатора – ОЭЗ «Технополис Москва». Руководство комитета бизнес-объединения по автомобильной промышленности представляла заместитель генерального директора по взаимодействию с государственными органами и корпоративным связям АО МАЗ «Москвич», заместитель председателя комитета Татьяна Редько. «Кластеризация производства электромобилей позволит снизить затраты, повысить эффективность производственного процесса, стимулирует создание рабочих мест и способствует экономическому развитию региона. В настоящее время в состав Кластера уже входит 60 предприятий-резидентов. Объединение усилий двух комитетов “Деловой России” с широким составом участников и ЭлектроКластера, где МАЗ «Москвич» является якорным резидентом, станет важным фактором, способствующим переходу на экологически чистые транспортные системы», – заявила она.
Площадка собрала почти 60 экспертов и представителей компаний-резидентов, специализирующихся на производстве комплектующих и НИОКР для электромобилей. Участники встречи обозначили ключевые барьеры развития рынка электротранспорта в настоящий момент. Это дефицит высокоскоростных зарядных станций, риск перегрузки энергосетей, дефицит металлов для производства батарей, недостаточное количество гигафабрик (мощностью более 1 ГВт) по производству аккумуляторов и другие.
Обзор мирового рынка литий-ионных аккумуляторов для электротранспорта представил генеральный директор ООО Грин Драйв Сергей Яковлев, который показал, что при текущих темпах роста и внимания со стороны государственных корпораций состояние и перспективы развития внутреннего продукта крайне позитивные.
Отдельное внимание было уделено мерам поддержки и стимулирования производителей сегмента LCV-электро. Эта тема находится в фокусе внимания комитета «Деловой России» по электротранспорту. «Мы выступаем за комплексный подход развития отрасли. Ведь электротранспорт – не только автомобиль для личного пользования. Это общественный транспорт, коммерческий транспорт и коммунальная техника, зарядная инфраструктура, спортивная техника, беспилотные системы, средства индивидуальной мобильности. То есть те виды транспорта, которые станут драйверами новых бизнес-моделей и позволят предпринимателям осваивать новые бизнес направления. А значит создавать новые рынки и новые рабочие места. И как показала сегодняшняя встреча, в этом направлении развивается уже ни одна компания, каждая из которых имеет свои уникальные наработки готовые к массовому внедрению», – поделился Алексей Кучмин.
Участники встречи отметили, что развитие электротранспорта приводит к появлению новых рынков по всей цепочке создания стоимости электромобилей. «Это рынок с наибольшим потенциалом роста в разных направлениях. От производства новых более энергоемких батарей и строительства гигафабрик до утилизации. Важно оказывать системную поддержку данному направлению, чтобы обеспечить динамичное развитие», – сказал исполнительный директор Ассоциации развития технологий систем накопления электроэнергии Илья Белавенцев.
Результатом обсуждения стала договоренность о кооперации компаний, инноваций и производств на вновь создаваемом рынке. Как отметил Алексей Кучмин, внутри «Деловой России» профильные комитеты уже ведут такую работу. «Мы уже выстраиваем технологические цепочки, стараемся чтобы производители начали общаться и конечный продукт, который мы хотим получить, был в рамках нашего делового сообщества», – сказал делоросс.