Вы можете вернуться на старую версию сайта

Мы будем благодарны, если вы оставите обратную связь по новой версии сайта

Вступить в организацию
Ru
En
Дежурный по стране

Индекс роста российского бизнеса: «Деловая Россия» и АДВ подсчитали готовность отечественного бизнеса к масштабированию в условиях ухода с рынка иностранных компаний

10.11.2022
Индекс роста российского бизнеса: «Деловая Россия» и АДВ подсчитали готовность отечественного бизнеса к масштабированию в условиях ухода с рынка иностранных компаний

59% опрошенных российских компаний с конца февраля 2022 года реализуют разработанные стратегии, направленные на рост бизнеса. Среди них 17% компаний перешли к более активной стадии роста под влиянием прекращения или ограничения деятельности иностранных конкурентов на отечественном рынке.

В сентябре Общероссийская общественная организация «Деловая Россия» и Коммуникационная группа АДВ провели первую волну регулярного исследования готовности российских компаний к масштабированию бизнеса (в том числе с целью замещения бизнеса ушедших иностранных игроков). Как показали результаты опроса, 59% российских компаний с конца февраля 2022 года реализуют разработанные ранее стратегии, направленные на рост бизнеса, или изменили их в пользу более активного роста. 41% опрошенных российских компаний перешли к оптимизации или планируют ее в ближайшее время.

В исследовании приняли участие респонденты, представляющие топ-менеджмент российских компаний несырьевых и перерабатывающих секторов экономики, члены «Деловой России». Регулярный замер Индекса роста российского бизнеса определяется как соотношение между компаниями, оценивающими свою стратегию как «стратегию роста» к компаниям, которые оценивают свою стратегию как «оптимизация». Как показали результаты опроса, на три компании, реализующие стратегии роста, приходится две компании, реализующие стратегии оптимизации (Индекс Роста = 1,44).

Исследование затрагивает оценку факторов и барьеров роста

Топ пять вызовов, отмеченных респондентами, совпадают как для растущих компаний, так и для тех, кто оптимизирует свой бизнес – это снижение покупательской способности населения, рост закупочных цен, дефицит квалифицированных кадров, отсутствие навыка планирования в период неопределенности и недостаточная поддержка государства.

Однако важность этих вызовов в оптимизирующихся компаниях оценивается в 1,5-2 раза выше, чем в растущих. Так, например, вызов снижения покупательной способности 61% оптимизирующихся компаний оценили как важный, в то время как для растущих компаний этот показатель составляет только 34%. Интересно, что растущие компании фокусируют управленческие усилия на решении ключевых вызовов – 68% опрошенных отметили, что основное внимание сосредоточено на преодолении негативного влияния барьеров из первой тройки, в то время как компании, переживающие оптимизацию, скорее, распыляют свои усилия по всему спектру барьеров.

В целом, 59% опрошенных компаний либо придерживаются стратегий роста, принятых на 2022 год, либо изменили их в пользу еще большего роста, чтобы воспользоваться открывшимся «окном возможностей», связанным с прекращением или ограничением деятельности иностранных конкурентов в России. При этом 41% российских компаний находятся в стадии оптимизации, адаптируя свой бизнес к текущей экономической ситуации.

Нонна Каграманян, вице-президент, руководитель исполнительного комитета «Деловой России»:

«В 2022 году предприниматели столкнулись с беспрецедентной неопределенностью. Бизнесу сейчас крайне важно предпринимать конкретные шаги не только для сохранения экономической стабильности, но и для усиления по ряду перспективных направлений — освоение новых рынков сбыта, импортозамещение, стремление к технологическому суверенитету и конкурентоспособности на международных рынках.

Мы наблюдаем различные тренды: так, часть компаний находит для себя перспективы и наращивает объемы рынка, другая часть вынуждена сокращать свой бизнес под воздействием внешних обстоятельств. Наше исследование показало, что 41% бизнеса сейчас находится в стадии оптимизации — компании вынуждены адаптировать свои стратегии и бизнес-модели к текущей экономической ситуации. При этом есть и сильный позитивный тренд — при всей турбулентности 59% компаний находятся в стадии роста или планируют в ближайшее время масштабировать бизнес. Помощь и содействие для обоих типов компаний требуются разные. Результаты исследования помогли нам глубже проанализировать не только общую ситуацию, но и ключевые барьеры и факторы роста в зависимости от той стадии, в которой находится бизнес.

Интересен и тренд, что всем компаниям для реализации стратегии важна поддержка государства, этот фокус остается неизменным — и нам крайне важно уделить внимание тому, с какими инициативами выходить к органам государственной власти. Безусловно, результаты исследования лягут в основу наших дальнейших шагов по поддержке и развитию российского предпринимательства. Мы готовы поддерживать регулярное проведение такого исследования и надеемся, что оно станет индикатором процессов, которые происходят в отечественном бизнесе».

Андрей Панков, генеральный директор коммуникационной группы «АДВ», председатель комитета по цифровым технологиям и инновациям в маркетинге, рекламе и коммуникации «Деловой России»:

«Интересно отметить, что уровень оптимизма в кампаниях, которые оценивают нехватку маркетинговой экспертизы в качестве ключевого барьера, выше, чем в среднем по рынку. То есть те компании, которые нацелены на масштабирование бизнеса, видят актуализацию широкого спектра маркетинговых задач. Из качественных интервью мы можем выделить два основных направления маркетинговых активностей брендов – это усиление performance-составляющей и рост доли маркетинговых расходов на построение брендов. Это связано во многом с тем, что перед теми, кто находится в стадии активного роста и масштабирования бизнеса, стоят задачи по выводу новых брендов, построению коммуникационной стратегии с нуля и т. д.

Исследование показало, что именно средний бизнес сейчас испытывает наибольший дефицит в маркетинге, если раньше такие компании существовали за счет ценового предложения, то сейчас сложнее конкурировать на уровне цены. При этом такие компании не могут себе позволить широкий штат специалистов, им требуются консультанты по вопросам маркетинга, а также простые автоматизированные решения по запуску рекламных кампаний в разных медиа. Именно на эти фокусы в ближайшее время должна быть направлена активность рекламной индустрии по поддержке брендов».

К списку новостей
Читайте также
Наши партнёры