В Москве прошло установочное заседание подкомитета по нефтегазодобыче и нефтегазопереработке комитета энергетики «Деловой России». Участники обсудили проблемы развития нефтегазового сектора экономики страны, сформулировали цели и задачи работы подкомитета на 2025 год.
«Цель нашего подкомитета - обеспечение конкурентоспособных условий и инфраструктуры для организации и функционирования малых и средних производств нефтегазодобывающей и нефтегазоперерабатывающие промышленности. В рамках подкомитета планируем наладить взаимодействие с Минэнерго, комиссией Госсовета по направлению «Энергетика», комитетом Госдумы по энергетике, профильными подразделениями Минпромторга России, ЕЭК, ФАС, РЖД, а также профильными общественными организациями», - заявила член генсовета и руководитель подкомитета Зарина Расуева.
По ее словам, в следующем году подкомитет сфокусируется на работе с РЖД по доставке нефти и нефтепродуктов до баз хранения. Среди других задач:
Совершенствование мер по продлению эксплуатационных сроков вагонов-цистерн для перевозки нефтепродуктов, в том числе нормативного регулирования в сфере транспорта нефти и нефтепродуктов
Совершенствование структуры развития розничной продажи нефтепродуктов - АЗС, нефтебазы
Создание условий для поддержки и развития бизнеса сектора малых и средних независимых нефтегазодобывающих компаний и предприятий нефтегазопереработки
Стимулирование импортозамещения и развитие производств в нефтегазовом машиностроении, в том числе для выпуска оборудования и комплектующих
Член московского отделения «Деловой России», директор Серпуховской нефтебазы Юрий Федоров сообщил о проблемах отправителей и получателей нефтепродуктов, доставляемых по железной дороге и вариантах их решения.
По его словам, РЖД не выполняет условия договора на подачу и уборку ж/д-вагонов ежесуточно, особенно остро проблема стоит для предприятий малого бизнеса. Из-за этого возникают простои вагонов, за которые грузополучатели платят штрафы в миллионы рублей собственникам вагонов, а также несут убытки от неполучения грузов вовремя.
Делоросс рассказал, что РЖД объясняет возникновение проблем отсутствием необходимой инфраструктуры: не хватает тепловозов и вагонов-цистерн, что увеличивает контрактные сроки доставки в два раза. Также он указал на внутриорганизационные проблемы РЖД и отсутствие коммуникаций между подразделениями, что приводит к формированию подвижных составов, превышающих мощности станции-получателя. «Необходимо наладить коммуникации между подразделениями РЖД и докупить необходимое для обслуживания станций количество тепловозов», - сказал Юрий Борисов.
Зарина Расуева отметила, что подобные затруднения испытывает весь нефтегазовый сектор, который часто несет убытки. Это связано с тем, что у средних и малых компаний нет правового статуса, нет «нефтяного права», как в других странах-производителях нефтепродуктов.
Член марийского отделения «Деловой России» Сергей Кропотов рассказал о развитии в подкомитете направления строительства объектов нефтяной сферы, в том числе нефтетрубопроводов.
«Если проводить глубокий анализ строительных контрактов, то есть несколько нюансов. Часто бывает так, что предъявляются завышенные, иногда необоснованные требования к объему техники и человеческих ресурсов. Второй момент – очень большой кадровый голод, и необоснованный простой ресурсов очень сильно влияет и бьет по строительным компаниям, подрядным организациям. Мы предлагаем ввести механизм компенсации финансовых потерь подрядчика, связанных с вынужденными простоями по вине заказчика. Компенсация должна производиться на основе документально подтвержденных расходов», - заявил Сергей Кропотов.
Также он предложил разработать стандарты для предоставления машиночитаемых документов через информационные системы заказчика, что позволит ускорить процесс обработки данных и сократит временные издержки. По его словам, стоит предусмотреть ответственность заказчика за несвоевременное предоставление информации и внесение изменений в проектную документацию. Кроме того, он призвал цифровизировать все документы, сопровождающие строительные материалы и ресурсы.
Член томского отделения «Деловой России» Максим Соловьев рассказал о развитии нефтесервисного направления в подкомитете, в том числе обозначил задачи метрологического обеспечения оборудования для функционирования объектов нефтяной сферы.
«Калибровка и поверка резервуаров, автоцистерн, нефтепроводов, трубонефтепроводов проводится для внутреннего и внешнего учета нефтепродуктов на предприятиях, а также для контроля оборудования, используемого в технических процессах. Контроль движения топлива для собственника бизнеса позволяет избежать переплаты или недоплаты за поставку и использование ресурсов, особенно в случае, если расчет производится на основе поставленного объема. Также немаловажную роль играет определение остатка в резервуарах, что позволяет эффективнее управлять запасами во избежание излишних заказов и недостатка товаров, а также снизить затраты на хранение», - сообщил делоросс.
Член генсовета «Деловой России» Денис Поймонов назвал несколько проблем, с которыми сталкивается малотоннажная газопереработка.
«Нефтегазодобывающие компании уходят от разговоров, чтобы предоставить технологическое присоединение к своим газораспределительным сетям, чтобы нам заняться малотоннажной переработкой. Собственники и те, кто добывают попутный газ на нашей территории, не заинтересованы в работе с малотоннажными организациями. Мы предлагаем создать законодательную инициативу, чтобы обязать часть из того объема, который они поставляют на газоперерабатывающий завод, выделить именно для малотоннажной переработки», - заявил он.
Замуправляющего директора по рынку нефтепродуктов СПбМТСБ Алексей Горлинский рассказал о подходах к совершенствованию политики ж/д-поставок нефтепродуктов. По его словам, петербургская биржа при работе с поставщиками и покупателями нефтепродуктов, а также с дочерней компанией РЖД «Цифровая логистика» развивает и совершенствует оператора товарных поставок по ж/д (ОТП РЖД).
«Компания заработала в 2024 году – это система, гарантирующая исполнение договоров поставки, она проводит контроль и учет поставок по обязательствам, допущенным к клирингу и получившим аккредитацию в ЦБ. Задача инструмента - максимально прозрачная для всех участников схема поставки биржевых нефтепродуктов от станции отправления до получения потребителем, что дает возможность бирже видеть, что происходит с товаром вплоть до его доставки получателю», - сказал Горлинский.
Зарина Расуева предложила внести законодательные инициативы для совершенствования этой системы, а также поддержать пилотный проект биржи о продаже топлива с независимых нефтебаз мелким оптом.
Также председатель подкомитета проинформировала, что в следующем году планируется провести заседания подкомитета по темам:
По итогам заседания участники договорились проработать все затронутые темы в следующем году с участием профильных ведомств и организаций.