Модератором встречи в бизнес-объединении выступил член корсовета и председатель комитета по транспортной логистике «Деловой России», президент «АвтоГрузЭкс» Вадим Филатов.
За последние полгода на российский рынок вышли десятки китайских игроков, которые забрали большую часть заказов по международным перевозкам между Россией и Китаем. В этих условиях конкуренция становится неравной: ставки китайских перевозчиков на 30–35% ниже российских. У компаний из Китая есть такая возможность в том числе благодаря сниженным ставкам лизинга: 3-5% против 20-21% в России, согласно данным «АвтоГрузЭкс». Кроме того, себестоимость приобретения тягача в Китае на 25-30% ниже, чем в России.
«Вопрос ответственности иностранных перевозчиков перед российским законодательством вызывает немало споров. Если у зарубежного перевозчика есть неоплаченные штрафы, в том числе за нарушение ПДД или требований системы «Платон», транспортное средство не сможет покинуть России, согласно закону «О госконтроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения». Однако на практике многие иностранные перевозчики, особенно китайские, уклоняются от ответственности», — cсообщил Вадим Филатов.
Член генсовета «Деловой России» Эльвира Кускова отметила, что основные риски для перевозчиков из России с позиции каботажных перевозок связаны с демпингом со стороны перевозчиков из ЕАЭС, ростом объемов «серого» импорта, сложностями при конкуренции за транзитный поток, а также с неравномерной логистической загрузка и регуляторными и контрольными рисками.
По данным участников «АвтоГрузЭкс», транспортные компании из Китая все чаще не официально занимаются каботажными перевозками по России. Кроме того, компании не проходят весогабаритный контроль, а многие штрафы за нарушения остаются невыплаченными. Ситуация усугубляется тем, что для запрета на выезд из России иностранной компании требуется официальное уведомление, которое зачастую не доходит до адресата.
Решить проблему позволит повышение прослеживаемости работы на российском рынке. Для этого важно ускорить создание единой платформы обмена данными, контроля перевозок и взаимодействия между участниками рынка — «Гослог». Система будет включать в том числе единый реестр перевозчиков с информацией о компаниях, их автопарке, грузах, маршрутах. В перспективе к ней будут подключены в том числе и иностранные игроки, как ранее сообщал Минтранс.
Представитель министерства Андрей Калитвенцев сообщил, что существует также и проблема недобросовестных перевозчиков, в том числе в международных перевозках. Однако фиксировать нарушения перевозчиков из стран ЕАЭС возможно будет только с 1 сентября. Он отметил, что реализация системы информирования со стороны перевозчиков при пересечении границы России будет использована в ближайшее время и максимально внедрена на практике. Критически важна унификация ответственности за нарушение: все компании, независимо от страны регистрации, должны соблюдать правила, платить штрафы и нести равные обязательства.
«Кроме того, необходимо обеспечить российским перевозчикам доступ к экспортным контрактам через механизмы господдержки. Только так можно сохранить конкурентоспособность отрасли в условиях растущего давления со стороны остальных игроков рынка», — резюмировал Вадим Филатов.