В правительстве Москвы состоялось заседание с участием комитета «Деловой России» по транспортной логистике, ассоциации «АвтоГрузЭкс», Минтранса, ФНС, ассоциации «Цифровой транспорт и логистика» и платформы «ЗаБизнес».
Участники обсудили реализацию проекта по созданию Национальной цифровой транспортно-логистической платформы. Принятый Госдумой в первом чтении законопроект, регулирующий требования к экспедиторской деятельности и допуск на рынок автогрузоперевозок, должен стать эффективным инструментом отраслевой трансформации.
Ключевым элементом реформы станет появление платформы «ГосЛог», работающего по принципу «единого окна» для обмена данными между бизнесом и государством. Главное условие ее эффективности - обязательное применение электронных документов всеми участниками логистической цепочки.
«В сегменте грузоперевозок отсутствуют правила допуска — любой желающий может стать частью рынка и оставаться ей, даже нарушая законодательство. В результате более 60% компаний отрасли работают «в тени», что является прямой угрозой для тех, кто развивается в правовом поле. Главная задача — сделать отрасль прозрачнее. Для ее решения необходимо создать единый реестр перевозчиков. Законопроект о порядке допуска на рынок уже принят Госдумой в первом чтении», — отметил член корсовета и председатель комитета по транспортной логистике «Деловой России» Вадим Филатов.
По его словам, как только использование электронных транспортных накладных станет обязательным, а все данные о грузоперевозках начнут автоматически попадать в систему ГИС ЭПД, компаниям будет гораздо сложнее работать вне правового поля. Благодаря нововведениям невозможно будет скрыть реальную стоимость перевозки, а также данные о машине или водителе.
«Более 200 бумажных документов на одну перевозку — это реальность, с которой пора прощаться. Цифровизация стала насущной необходимостью. Закон о переходе к обязательному использованию электронных перевозочных документов уже на подходе, и мы готовы адаптировать систему под реальные потребности бизнеса. Крупнейшие транспортные компании активно используют ГИС ЭПД, а количество оформленных документов превысило 14 млн. Когда электронный документооборот охватит все виды транспорта, это станет прочным фундаментом для создаваемой платформы «ГоЛог», — отметила директор ассоциации «Цифровой транспорт и логистика» Полина Давыдова.
Представители отрасли поддержали инициативу: в условиях роста издержек цифровизация — это путь к прозрачному и устойчивому развитию, а также к защите от недобросовестной конкуренции. За последнее время ремонт техники подорожал на 20%, лизинг – на 20%, а утилизационный сбор вырос на 80%.
Ускорить повышение прозрачности отрасли особенно важно в условиях кризиса на рынке грузоперевозок — к началу 2025 года рентабельность многих перевозчиков достигла отрицательных значений, что связано с резким ростом себестоимости.
Индикатор аналитиков ATrucks, отражающий баланс между предложением и свободным транспортом, к 3 февраля опустился до отметки минус 77, даже ниже пандемийного уровня весны 2020 года, что означает существенный дефицит грузов. На данный момент ситуация восстанавливается: показатель вырос на более чем на 60%, до минус 15 к 7 апреля. Прирост связан в первую очередь с предстоящим высоким сезоном в отрасли — схожее соотношение в апреле к февралю заметно и по погрузке РЖД.
Вместе с тем, не наблюдается восстановления тарифов на автогрузоперевозки. Индекс аналитиков ATI.su, отражающий динамику ставок на рынке, зафиксировался на уровне середины 2023 года — 1507. На фоне этой ситуации множество перевозчиков уже вернули более 20 тыс. единиц грузовой техники лизингодателям, а некоторые и вовсе приостановили развитие.
Замгендиректора «ЗаБизнес.РФ» Ирина Малей озвучила механизмы работы с обращениями бизнеса и специфику «отработки» «экономических» и «налоговых» жалоб предпринимателей. Также выступили член генсовета «Деловой России» Эльвира Кускова, директор «Рустранс-Спедишн» Кондратий Гайкевич, гендиректор «Итеко Россия» Дмитрий Калашников, Глава ГК ГЛТ Павел Горбунов и другие участники ассоциации «АвтоГрузЭкс».
По итогам мероприятия участники отметили, что совместная работа над доработками в законопроект позволит повысить прозрачность отрасли.