Вступить в организацию
Ru
En
Личный кабинет делоросса Дежурный по стране

«Деловая Россия» провела дискуссию на площадке форума «Неделя российского ритейла»

02.06.2023
«Деловая Россия» провела дискуссию на площадке форума «Неделя российского ритейла»

2 июня на площадке IX Международного форума «Неделя российского ритейла» «Деловая Россия» провела дискуссию «Новая география ритейла: импортозамещение или экспансия». Инициатором и организатором сессии выступил комитет «Деловой России» по розничной торговле, возглавляемый членом координационного совета организации Михаилом Кучментом, который и модерировал дискуссию. К обсуждению были приглашены представители российских ритейлеров, компании из сферы логистики и эксперты рынка.

Участники рассмотрели ведущие тренды снижения импортозависимости, наиболее эффективные форматы и подходы к работе с поставщиками из дружественных стран, финансовые инструменты экспортно-импортных, вопросы переориентации международных логистических потоков. «Мы собрались рассмотреть широкий круг тем, которые так или иначе касаются той турбулентности, в которой оказался российский рынок в последний год», – приветствовал участников Михаил Кучмент. Он предложил игрокам рынка поделиться опытом и успешными практиками, а также обсудить «инструменты, которые существуют сегодня и помогают ритейлерам в условиях новой среды нивелировать изменения и делать бизнес более эффективным».

Сессию открыло выступление директора по поддержке экспорта строительных материалов, легкой промышленности и потребительских товаров АО «Российский экспортный центр» Максима Чапова. Он рассказал о действующих мерах поддержки экспорта – финансовых, информационно-образовательных и консультационных. «Появились меры поддержки импорта – теперь мы страхуем авансы по импортным контрактам, финансируем зарубежный ритейл на закупку российской продукции», – сообщил он. Спикер отметил, что РЭЦ создана большая структура поддержки, которая насчитывает более 130 инструментов, которыми воспользовались порядка 20 тыс. российских экспортеров из более 60 тыс. существующих. Максим Чапов убежден, что в экономике созданы условия для успешного ведения внешнеэкономической деятельности и вопрос выхода на зарубежный рынок сегодня полностью зависит от амбиций самих компаний.

О состоянии рынка розничной торговли и основных тенденциях его развития рассказал сооснователь аналитического агентства Data Insight Федор Вирин. Он отметил продолжающийся рост онлайн-продаж – в 2022 году было сделано почти 3 млн заказов на 5,8 трлн руб. По прогнозам экспертов, сумма онлайн-продаж в 2023 году достигнет 8 трлн руб. Главным источником роста является офлайн-розница, которая перетекает в маркетплейсы, крупнейшими из которых продолжают оставаться Ozon и Wildberries. «Деградацию» офлайновой розницы (закрытие магазинов, сокращение ассортимента, непредсказуемость цен и ассортимента) эксперт выделил среди других драйверов роста маркетплейсов. Федор Вирин указал на еще одну интересную тенденцию: доступность онлайна в офлайне. В качестве примера он привел количество пунктов точек (пунктов выдачи заказов) Wildberries, которые в 2,5 раза выше, чем совокупно у Х5 и Магнита.

Секрет эффективной конкуренции брендовых магазинов с маркетплейсами эксперт видит в уникальности их ассортимента. Он обратился к примеру магазинов Hoff и ВкусВилл, для которых, по его мнению, «маркетплейсы могут выполнять роль площадки дополнительных продаж».

Тему продолжил член генерального совета «Деловой России», вице-президент группы компаний «М-Видео-Эльдорадо» Тагир Калимуллин, который заявил, что его компания «готовится к нарастающей конкуренции с маркетплейсами». Он указал, что в период пандемии этот формат торговли был сознательно выбран руководством, как одно из решений сохранения для потребителей доступности электротоваров. «Ситуация на рынке российского ритейла сегодня уникальна – конкуренты одновременно являются и партнёрами. Маркетплейсы будут и дальше наращивать свое развитие, структура и ландшафт рынка электротоваров изменятся. Конкуренция будет очень сильной, и мы к ней готовимся», – сказал Тагир Калимуллин.

Делоросс также поднял тему параллельного импорта, указав, что его легализация позволила компании после событий февраля 2022 года уже к концу года восстановить практически весь ассортимент бытовой техники и электроники. По его словам, импорт, который в первом квартале текущего года составил 30%, позволяет «М.Видео-Эльдорадо» заместить продажи брендов, ушедших с рынка РФ.

О ситуации в сфере логистики рассказали руководитель дирекции по развитию железнодорожных и контейнерных перевозок Почты России Юрий Юрьев, начальник отдела внутрироссийских перевозок группы FESCO Татьяна Равинскова и руководитель группы развития международного транспортного бизнеса FM Logistic Роман Якимов. Спикеры отметили, что за год удалось наладить бесперебойную доставку товаров. Между тем, непрогнозируемость тарифов на рынке продолжает сохраняться. «Каждая перевозка под каждый заказ тарифицируется отдельно. И это не только экономические, но и политические факторы. Поэтому рынок логистики до сих пор непредсказуем. Нужно до сих пор быть готовым к альтернативным решениям. И логисты к ним готовы», – сказал Роман Якимов.

Другой сектор неразрывно связанный с маршрутами транспортировки грузов – это складская недвижимость. О ситуации и тенденциях развития этого рынка рассказали старший директор, руководитель отдела складской и индустриальной недвижимости CORE.XP Антон Алябьев и партнер, региональный директор департамента индустриальной и складской недвижимости NF Group Константин Фомиченко. По словам экспертов, после переориентации грузопотоков, появилась гипотеза о смещении складских помещений вслед за логистическими маршрутами на восток. «Пока эта гипотеза не подтверждается. Склады по-прежнему тяготеют к крупным рынкам потребления, а это крупнейшие города России», – сказал Константин Фомиченко. Кроме того, спикеры отметили большой дефицит складской недвижимости на вторичном рынке и в качестве пути решения указали на необходимость строительства компаниями собственных площадей. 

«Год назад казалось, что мы на грани апокалипсиса, но его не произошло. Ситуация рабочая, российские компании успешно справляются с вызовами и не просто обеспечивают российского потребителя товарами, но и борются за него, постоянно наращивая качество и уровень сервиса», – подвел итог дискуссии Михаил Кучмент, выразив надежду, что участники рынка будут регулярно встречаться на площадке форума для обсуждения актуальных вопросов и обмена опытом.
К списку новостей
Читайте также
Наши партнёры