Вступить в организацию
Ru
En
Личный кабинет делоросса Дежурный по стране

В «Деловой России» призвали изменить подход к медосмотрам работников перед выходом в рейс или на смену

10.06.2024
В «Деловой России» призвали изменить подход к медосмотрам работников перед выходом в рейс или на смену

Требование проводить химико-токсилогические исследования (ХТИ) для водителей, которые проходят предрейсовые медосмотры (ПРМО) или предсменные медосмотры (ПСМО) дистанционно, вносит дисбаланс на рынок труда и снижает его прозрачность. Об этом заявил член координационного совета «Деловой России» Сергей Фахретдинов на заседании координационного совета по развитию МСП в сфере транспорта при Минтрансе России.

С сентября 2023 года водители, проходящие ПРМО дистанционно, должны два раза в год проводить ХТИ. Это требование не распространяется на водителей, которые проходят ПРМО очно в присутствии медика. Расходы на такое освидетельствование составляют от 3,6 тыс. руб. до 10,2 тыс. руб. в год на человека. По словам Фахретдинова, это противоречит Трудовому кодексу России, который содержит «недвусмысленные формулировки про равенство права на труд и пресечение дискриминационных решений». 

«Положение о проведении ХТИ только для тех, кто выходит в рейс или смену по дистанту – это дискриминация. «Продувка» на установление содержания алкоголя в крови есть и в том, и в другом случае. Отсюда следует, что ХТИ - исключительно тест на другие вещества, «изменяющие сознание». Но мы все понимаем, что такие обследования и тесты проводятся только специалистами в аккредитованных лабораториях. Отсутствие требования к ХТИ при очном ПРМО не исключает наличие следов от применения незаконных веществ в биоматериалах. В случае очного прохождения это сбрасывается со счетов», - сказал Фахретдинов.

Он отметил, что антимонопольное законодательство гарантирует предприятиям равноправие в организации идентичных производственных процедур и требований к работникам. Введение ХТИ исключительно для предприятий, которые перевели своих работников на дистант – это дискриминационная мера, пояснил Фахретдинов. Поскольку введение дистанционного ПРМО/ПСМО требует затрат, то это может стимулировать формирование «серой» зоны работодателей, которые смогут очно выпускать людей в рейс/смену «на авось». Это приведет к некачественной трансформации рынка труда и, в силу дефицита работников среднего и низшего звена, не будет стимулировать работодателей к переходу на прозрачные автоматизированные протоколы.

Специалисты отрасли предлагают два способа решения проблемы: признать требование по ХТИ единым для всех либо отменить его. Перед признанием единых требований ХТИ для всех необходимо оценить пропускную возможность российских лабораторий. Сейчас в нашей стране в рейсы и смены ежедневно выходит до 5 млн сотрудников. Для всех этих работников ежегодно потребуется проводить не менее 10 млн. тестов. При этом отмена ХТИ позволит выровнять конкуренцию среди предприятий и снизить уровень дискриминации работников, сохранив рабочие места медиков и доходность бизнеса.

Сейчас риски выпуска в рейс/смену очно медиком несут больше рисков для участников движения и производств, чем автоматизированный метод, поскольку общее число работников и водителей, обязанных проходить осмотры, в России, не снижается. Доходность медучреждений и медработников сохранится вне зависимости от метода проведения исследования, также будут созданы более качественные и комфортные условия труда для врачей. 

По итогам заседания департамент госполитики в области автомобильного и городского транспорта Минтранса решил продолжить обсуждение подходов к ХТИ с представителями делового сообщества. При разработке решений будут учитываться позиции Минздрава России. Результаты представят на очередном заседании координационного совета по развитию МСП в сфере транспорта при Минтрансе России.

К списку новостей
Читайте также
Наши партнёры