Участники иркутского интеллектуального клуба "Байкальские стратегии" представили областным властям и бизнесу концепцию развития Байкальского региона - свой взгляд на то, какие перспективные сферы нам необходимо осваивать, чтобы идти в ногу с прогрессивным миром и занять в нем выгодное место. Авторы доклада показали Байкал, природные и интеллектуальные ресурсы Иркутской области под углом, шире открывающим их потенциал. Грамотное распоряжение этими возможностями может встроить Байкальский регион в глобальную экономику, сделать его конкурентоспособным и интересным для жизни. Создатели концепции рассказали, как, на их взгляд, все это может произойти.
Клуб "Байкальские стратегии" был создан более двух с половиной лет назад и задумывался как площадка для объединения людей по неформальным признакам - предприниматели, интеллектуалы, эксперты.
- На площадке клуба идут дискуссии о том, какой должна быть экономика Байкальского региона, - отметила председатель клуба, член совета директоров АО "ФСК "Новый город" Галина Кузняная.
- Причем мы говорим об экономике на перспективу 20-30 лет и о том, чтобы это была стабильная экономическая ситуация. И сегодня мы набрались смелости и представляем несколько экспертных взглядов. Вне сомнения, они могут быть спорными, но это не конечная точка, это повод для дискуссии.
Член совета клуба "Байкальские стратегии", председатель Иркутского регионального отделения Общероссийской общественной организации "Деловая Россия" Роман Ищенко, делая установочное сообщение, сразу оговорился:
- Мы не претендуем на аксиоматичность формулировок, то, что мы озвучиваем - это гипотезы, ведь мы - общественная организация, а не профильный институт. Но, тем не менее, прилагаем большие усилия, чтобы сформировать понятные и эффективные, с нашей точки зрения, шаги по развитию Байкальского региона.
Концепция, представленная участниками интеллектуального клуба, стала результатом масштабной работы более чем 400 человек. Это предприниматели, ученые, власти, общественные активисты из Иркутской области, Бурятии и федерального центра. В большинстве своем - люди, которые живут и работают в Байкальском регионе, вносят определенный вклад в его экономику, знают местный уклад жизни, специфику и проблемы территории, а потому имеют представление о том, чего здесь не хватает людям. Создатели концепции выделили шесть перспективных направлений социально-экономического развития Байкальского региона, которые, на их взгляд, необходимо осваивать в комплексе, чтобы запустить процесс изменений и получить от него ощутимый эффект.
№1. Экспорт образования - шанс выжить
- В глобальном мире образование процветает везде, где оно является бизнесом и источником дохода для региона. Там, где образование является дотационной областью, оно как минимум теряет в качестве. Туда, где образование является бизнесом, люди переезжают охотнее, особенно, если у них есть дети, - говорит ведущий эксперт Центра молодежного инновационного творчества "STEM Байкал" Михаил Просекин.
Он приводит в пример стандартную школу-пансион в Англии: обучение в ней стоит 50 тыс. евро в год, в одной школе учится от тысячи человек, а в целом в Великобритании насчитывается 300 тыс. иностранных студентов. Путем несложных математических действий можно посчитать, какой объем денег уходит в эту страну только через одну образовательную бизнес-отрасль.
Эксперт приводит второй пример: медицинский центр одного из самых больших технических вузов в мире в городе Аахен в Германии:
- 25 лет назад это была типичная европейская провинция, в которой практически не было какой-то серьезной деятельности. Но волею буквально пяти-семи человек, благодаря
нескольким принципиальным решениям этот центр стал одной из самых крупных инновационных европейских клиник и университетской науки. Здесь представлены не только все направления современной медицины, но и находится крупный центр медицинской информации и компьютерного обеспечения, проектируется архитектура микропроцессоров, проводятся исследования для таких компаний как "Интел" и "Самсунг". То есть можно за 20 лет, приложив усилия и сконцентрировавшись, создать совершенно другого уровня системы.
- Каждый год мы принимаем на Байкале 500-800 иностранных студентов на проектные школы. Мы довольно плотно интегрированы в федеральные школы. У нас есть большие научные группы. То есть мы имеем основу, по которой можем сделать первые шаги в направлении развития образования и привлечения сюда новых людей, - говорит Михаил Просекин. - Вопрос только в том, насколько мы готовы относиться к образованию как к экспортной области. С моей точки зрения, это вопрос отношения и принципиального решения. Это точка перелома в сознании.
№2. Байкал - источник прорывных решений в сфере биотехнологий
Мы привыкли относиться к Байкалу, как к туристическому объекту и самому глубокому в мире резервуару с пресной водой. Однако ученые видят в Байкале куда больше возможностей, чем предприниматели и власти, для многих из которых это просто большое озеро.
- В Байкале видят потенциал развития туристической отрасли, индустрии по продаже воды. Плюс это добыча омуля, нерпы, заготовка древесины, дикоросов и других природных ресурсов. Все эти индустрии, по большому счету, и идеологически, и технологически относятся к прошлому тысячелетию, - говорит директор Научно- исследовательского института биологии ИГУ Максим Тимофеев. - А мы живем в мире, который стремительно меняется. Это эпоха четвертой промышленной революции, время, которое характеризуется цифровизацией, большими данными, роботизацией и биотехнологиями.
Справедливости ради нужно сказать, что значение биотехнологий в России не умаляют и понимают, что это основа нашего будущего. Правда, пока не вкладывают в исследования и развитие биотехнологий столько ресурсов, как за рубежом.
Что такое биотехнологии? Это использование возможностей живых организмов, биохимических, физиологических продуктов их жизнедеятельности в решении технологических задач. Например, для производства лекарств.
- Байкал является самым главным местом интенсивного видообразования и уникального биоразнообразия. Это более 2,5 тыс. эндемичных видов, несколько сотен тысяч микроорганизмов с уникальными биохимическими, молекулярными процессами и
свойствами, неизвестными веществами, которые накапливаются или синтезируются этими организмами. Они предоставляют нам эксклюзивный материал для разнообразных биотехнологических решений и разработок, - говорит Максим Тимофеев. - Если мы представим себе это разнообразие эндемиков в качестве огромной библиотеки, то каждый
организм - это книга, инструкция с записью уникального биотехнологического решения.
Таких книг у нас больше 2,5 тыс. Байкальский регион обладает уникальными конкурентными преимуществами, гигантскими запасами неразработанного сырья для биотехэкономики. Например, в Байкале есть бактерии, на основе которых можно производить антибиотики.
Иркутские ученые совместно с коллегами из Германии сейчас разрабатывают это направление и за четыре года выделили семь веществ, которых еще нет на рынке. К сожалению, эти наработки ушли за границу. Однако потенциал очевиден, и у нас еще есть возможность встроиться в этот рынок. Весьма перспективен Байкал и с точки зрения поиска новых технологий для криоконсервации тканей, органов или для сельскохозяйственных организмов.
- Кроме того, Байкал может быть не только источником сырья для биотехнологий, но и полигоном для отработки технологий, - отметил Максим Тимофеев. - Например, технология использования оптических микросенсоров. Микросенсоры - это частички, которые можно впрыснуть в кровь живому организму и по изменению свечения считывать через кожу состояние крови. Это критически важная технология для развития медицины будущего, сельского хозяйства, аквакультуры. Все пытаются работать на людях, мышах, а мы взяли многообразную байкальскую фауну и на ней протестировали все потенциальные технологии.
По мнению ученого, Байкал - это подходящее место для строительства биотехнологического центра, который бы сфокусировался на переводе исследований и разработок ученых в конкретные решения для бизнеса.
№3. Инжиниринг XXI века, как основа промышленных технологий
Тенденция автоматизации процессов ведет к тому, что количество рабочих мест на производствах сокращается. Одновременно растет емкость рынка инжиниринговых услуг, отметает исполнительный директор "Лаборатории проектирования" Артем Романчугов.
- Ожидается, что к 2025 году мировой объем рынка инжиниринговых услуг вырастет в десятки раз и составит 750 млрд долларов, - приводит он результаты одного из исследований. - Между тем, в Иркутской области на сегодня достаточно мало инженерных команд, способных конкурировать на глобальных рынках. Ведущие специалисты, выходцы из технического университета, покидают регион, уезжают туда, где им предлагают лучшие условия.
Чтобы удержать позиции в промышленности, Байкальскому региону нужна собственная цифровая фабрика, считает Артем Романчугов. Она объединит в себе все процессы - от проектирования изделий до проектирования технологий.
- В качестве якорного проекта мы предлагаем создание модульных домов для социальных, жилых объектов, спроектированных с применением BIM-технологий. То есть компании-разработчики разрабатывают и модели, и семейство, а проектировщики не сами что-то придумывают, а берут из базы готовые решения. По такому пути сегодня идет компания "Кнауф", которая локализовала в Новомосковске свое производство. У них каталог из более 400 элементов, и заказчик может выбирать из него любую конструкцию - гостиницу, жилой дом, больницу, детский сад, может выбирать мебель, сантехнику, это все находится в базах и проектировщики этим пользуются.
№4.Цифровая экономика - Байкальский маневр
IT - это, пожалуй, такая сфера, перспективы которой объяснять не нужно. Сегодня "цифра" пронизывает все и является конкурентоспособности. Но почему именно на Байкале IT может получить развитие?
- Во-первых, IT-продукт не имеет логистических ограничений, его не нужно никуда везти. Во-вторых, у нас есть сильная математическая школа, - объясняет Михаил Просекин. Он называет три иркутские компании, пример которых показателен и подтверждает наш
потенциал.
- IT Summa - это компания, которая умеет работать с очень высоконагруженными системами. Она обслуживает более 10 тыс. серверов с посещаемостью свыше 300 млн человек по всему миру. Их клиенты - это компании, которым необходимо одновременно
обслуживать миллион или несколько миллионов пользователей. Это авиаперевозчки, сервисные компании. Это очень большой и очень серьезный рынок. И за счет глубокой специализации они занимают существенную часть рынка, в своем сегменте они очень сильны. Специалисты ISPsystem пишут программное обеспечение для хостинга, сегодня на их программах работает 6% мирового интернета, - рассказывает Михаил Просекин.
Компания Anychart - лидер в сфере визуализации данных США. Фронт-офис находится в Калифорнии, бэк-офис и разработчики в Иркутске.
- Всего три иркутских компании, но они показывают, что то, что они делают, можно делать у нас. А для того, чтобы это делать в больших масштабах, нужны кадры, - подчеркивает эксперт. - Ключевой вопрос в IT-сфере сейчас - как готовить специалистов и создавать условия для их жизни, потому что рынок не только трансграничный, но и супермобильный: не понравилось - собрался и уехал жить в другой город или страну. IT-специалисты - это одна их самых требовательных аудиторий в городской среде. Однако айтишники с их высокими требованиями к среде проживания - это очень мощный драйвер ее изменения.
По оценкам специалистов, сегодня в мире насчитывается около 10 млн так называемых цифровых кочевников - IT-специалистов, которые работают удаленно, путешествуя по миру.
- Байкальский регион можно сделать привлекательным для таких людей, - считает Михаил Просекин. - Если мы привлечем хотя бы 0,1% от них - это будет 10 тыс. человек с зарплатой в 5-6 раз больше, чем в среднем по региону. Приличный экономический эффект. Если они будут сюда приезжать работать и отдыхать, здесь могут возникать новые компания, потому что есть кадры, меняется среда, меняется образование. И эти люди нужны во всех областях - в инжиниринге, биотехе, образовании...
№5. Экспорт городской среды - что удержит население?
Теперь о том, как создать ту самую среду, в которой хочется жить не только высококлассному айтишнику, а любому из нас.
- Городская среда - это продукт, который сложно упаковать, - говорит генеральный директор ООО Агентство развития территорий "Градостроительная школа" Евгения Ямова. - У нас есть 130 квартал, парки, реализованные через государственно-частное партнерство, деревянная архитектура, но все это возможно масштабировать и экспортировать в другие города, только вырастив здесь специалистов-реализаторов и управленцев такими проектами. Единственный способ, который мы используем для экспорта городской среды Иркутска - через туризм. Туристы предъявляют свои высокие требования формату среды, и мы вынуждены под эти форматы подстраиваться. И, как правило, Иркутск воспринимается только как точка по пути на Байкал на глобальной мировой карте.
- У нас есть два вектора развития, куда может пойти экспорт среды. Первый - природная среда, второй - городская, - отмечает эксперт. - Что такое природная среда? Это малые города и поселки, вписанные в природный ландшафт на берегу Байкала либо близко к нему. Именно эти места в связи с экологической, климатической и экономической обстановкой могут стать привлекательными как раз для цифровых кочевников, если там создать новый формат проживания - байкальские эко-полисы. Это новый формат экологических стандартов, инженерных коммуникаций, новый стилистический вид, это байкальский стиль.
Городская среда - это крупные города, типа Иркутска, Ангарска, Братска, которые реализуют стратегии качественного изменения городской среды - от прокладки городских коммуникаций до отделочных материалов, применяемых в благоустройстве и строительстве. Городскую среду тоже можно упаковать на экспорт, причем не лишая ее специфики, например, исторического контекста, подчеркивает Евгения Ямова.
- Формирование комфортной городской среды сегодня вышло на федеральный уровень, программа реализуется по всей стране. Но то, что мы видим по итогам реализации этой программы - совершенно не совпадает с представлениями о комфортной городской среде среди тех же европейцев, которых мы хотим привлечь на нашу территорию в качестве гостей и резидентов, - отметила Евгения Ямова.
При этом градостроительный эксперт и в текущей ситуации видит огромный потенциал для развития города. В том числе и за счет новой массовой застройки города, призрачный шанс на которую дает ситуация с "хрущевками".
- Кстати, одна из драматичных развилок, перед которой стоят жители региона - это развилка 335 серии. В регионе несколько тысяч домов, не соответствующих существующим нормам сейсмики. Целые квартала и районы. А это значит, что в одном случае, если мы сносим эти дома и заменяем их на новую среду, это дает нам возможность эти территории регенерировать, сформировать новый тип пространств и жилья, он будет уникальным для Иркутска, потому что в Иркутской области это будет единственное место, где город сможет регенерироваться в своих границах, - говорит эксперт. - А в другом случае, если вдруг произойдет землетрясение от 7 до 9 баллов, это может привести к трагедии с гибелью тысяч людей (по данным МЧС, оценочные потери могут составить от 80 до 174 тыс. жителей).
По мнению экспертов, ситуация значительно осложняется тем, что официально признать проблему и озвучить ее в настоящее время власть не возьмется. Потому что на ее решение просто нет денег - это миллиарды рублей, которых нет ни у городов, ни у области.
Поэтому здесь нужна четкая и ясная поддержка федерального центра.
Спикер считает, что благодаря новому жилью в Иркутске может появиться и новая городская среда в его исторических границах - комфортная и безопасная. С программой комплексного развития территорий, освободившихся от домов 335-й серии, возможно
реализовать качественную застройку, общественные пространства и парки, реализовать уникальную новую байкальскую архитектуру. Это даст возможность улучшить условия проживания не только жителям области, но и привлечет потенциальных резидентов и
инвесторов.
Среда - это на сегодняшний день уже определяющий фактор для людей, профессионалов мирового класса, которые готовы куда-то переехать и вести свою деятельность, - заключила эксперт.
№6. Новый предприниматель
Наконец, еще один вектор, движение в котором не просто обещает большие перспективы, а в принципе необходимо, если мы хотим развивать экономику, это формирование новой прослойки предпринимателей. Молодых, продвинутых, легко подхватывающих современные тенденции. Если таких предпринимателей у нас не будет, мы просто останемся за бортом той жизни, которой живет прогрессивный мир.
- Предприниматель - это герой, который создает экономическое благо. Если в регионе предпринимательский корпус слабый, то не будет никакого движения и экономического развития, - отмечает Роман Ищенко. - Если мы претендуем на мировую конкурентоспособность, то здесь должен быть согласованный пассионарный слой предпринимателей. Этим ребятам нужно давать свободу и делать их главными, возможность двигаться и работать на самих себя. Это крайне сложная работа, потому что вырастить предпринимателя сложнее, чем айтишника. Но нам необходимо массово строить такую работу.
Мнения
Председатель Законодательного Собрания Иркутской области Сергей Сокол по итогам презентации концепции отметил, что у Байкальского региона много точек соприкосновения с глобальной экономикой. Если их грамотно активизировать, мы окажемся в центре всех тех событий, которые происходят в эпоху четвертой промышленной революции.
- Тем более, что ничего подобного в стране не происходит, и мы можем быть первыми, - подчеркнул спикер. - У нас есть конкурентное преимущество, чтобы как минимум позвать сюда людей. Надо думать о том, чтобы становится интересным регионом. Мы твердим десятками лет о том, как стать инвестиционно привлекательным регионом. Но нам нужно не только добывать ресурсы и вывозить их, а еще и перерабатывать правильно, развивая индустрию с использованием самых передовых технологий. Интеллектуальные ресурсы для этого есть.
- Мы действительно зажаты в рамках каких-то определенных направлений, - говорит первый заместитель губернатора - председатель правительства Иркутской области Руслан Болотов. - И такая система мозгового штурма дает возможность несколько расширить, изменить саму идеологию подхода. Нам нужно изменить концепт развития региона, уйти от линейных шагов, ведь сегодня мы видим только трубу, добычу и минимальную переработку.
- Я считаю, это очень правильно и хорошо, что свой взгляд на направления развития Приангарья представляет не правительственная структура, не институты, которым исполнительная власть заказала разработку стратегии социально-экономического развития Иркутской области, а люди, которые живут в регионе, хотят, чтобы он развивался. Может быть, их точка зрения не совпадает с официальной, но мы должны ее знать и учитывать, чтобы вместе определить путь, по которому пойдем, - подчеркнул президент Торгово-промышленной палаты Восточной Сибири Алексей Соболь.