Губернатор Севастополя одобрил работу Корпорации развития города по привлечению инвесторов. Предложения ее главы, председателя севастопольской «Деловой России» Олега Николаева будут проработаны совместно с правительством и АСИ. В частности, Овсянников одобрил создание центра развития предпринимательства на базе Корпорации, а также разработку льготных арендных ставок для социально-ориентированного бизнеса.
12 ноября губернатор Севастополя Дмитрий Овсянников провел расширенное заседание Совета по улучшению инвестиционного климата в городе Севастополе. В нем приняли участие генеральный директор Агентства стратегических инициатив (АСИ) Светлана Чупшева, глава Корпорации развития Севастополя Олег Николаев, представители "Опоры России" и "Деловой России", Торгово-промышленной палаты, органов исполнительной и законодательной власти, бизнес-сообщества.
Овсянников признал, что в рейтинге инвестиционной привлекательности среди регионов Севастополь занимает место "недалеко с конца". Исправить это может внедрение практики "единого окна" для заинтересованных инвесторов, сообщила Чупшева - например, на базе Корпорации развития Севастополя.
"Мы договорились с губернатором: в отраслевом разрезе на базе Корпорации собрать действительно такой центр компетенций по сопровождению предпринимателей, бизнеса, - говорит гендиректор АСИ. - Роль агентств, Корпорации - в выполнении одного окна сопровождения, когда полностью готовится и документация, и заявки для участия в каких-то федеральных программах: для получения грантов, субсидий, для программ профильных министерств, для программ мер поддержки, которые предоставляются правительством Севастополя. Я думаю, даже в таком режиме бизнес почувствует облегчение доступа к этим мерам поддержки".
Олег Николаев отметил, что в основном в Севастополе развивается туризм, виноделие и судоремонт, но в городе крайне слаб платежеспособный спрос. Здесь практически нет крупных предприятий и почти нет конкуренции, существующим бизнесам не хватает стимулов для саморазвития. С одной стороны, это проблема, но с другой - Севастополь мог бы превратиться в экспериментальную площадку для мер поддержки малого и среднего бизнеса в отсутствие крупных игроков, считает Николаев.
"Из существующих мер поддержки только по линии Минэкономразвития в Севастополе реализуется две программы: микрофинансовый центр и гарантийный фонд, - напомнил Олег Николаев. - Но даже они работают не в полном объеме. Средний фонд в другом регионе страны обеспечивает заявку на 30 млн рублей, в Севастополе - на один миллион. По сути, такая мера поддержки декоративна. Гарантийные фонды в других регионах имеют договора с корпорацией МСП-банка, что позволяет местным предпринимателям после проверки региональным фондом попадать под программы федеральной помощи, где объем предоставляемых гарантий кратно больше. Я не буду говорить о программной поддержке Ростуризма и Минпромторга, системный механизм финансовой поддержки от которых в городе, к сожалению, пока не налажен. Как-то обеспечивается работа с Минсельхозом, но, на мой взгляд, тоже не в полном объеме".
Николаев предложил учитывать при формировании бюджета софинансирование федеральных программ, идущих на поддержку севастопольских предпринимателей и товаропроизводителей.
"На один региональный рубль привлекать три федеральных и десять частных рублей. Мы также предлагаем совместно с корпорацией МСП, АСИ, "Деловой Россией", "Опорой России", институтом бизнес-омбудсмена выработать рекомендации по созданию условий для развития малого и среднего бизнеса в Севастополе", - предложил Николаев.
По словам главы Корпорации Севастополя, необходимо создать пилотную площадку, где будут отработаны новые формы поддержки условий работы для бизнеса.
"Севастополю необходимо сформировать пул инвестплощадок и объектов недвижимости, и подготовить их к реализации инвесторам, - говорит Николаев. - Мы предлагаем создать систему ГИС-инвестор - электронную площадку, где бизнес сможет, например, узнать, где есть свободные промышленные помещения и земельные участки. Создать на базе Корпорации развития Севастополя центр развития предпринимательства, которого на данный момент нет, и принять нормативно-правовой акт о льготных арендных ставках для социального предпринимательства и приоритетных направлений бизнеса".
По данным бизнес-навигатора Корпорации МСП, в Севастополе есть всего восемь имущественных объектов, доступных для коммерческой аренды, а информации по земельным участкам вообще нет, говорит Николаев. Еще одна трудность для привлечения инвесторов и развития бизнеса - отсутствие закона о критериях, по которому предприниматели могут получить землю без длительных конкурсных процедур для крупных проектов социальной направленности.
"Льготные арендные ставки для социально ориентированного бизнеса нужны, согласен, - ответил губернатор. - Конечно, мы сделаем это в рамках законодательного собрания. По тому, чтобы увеличивать роль Корпорации и воплощать те современные идеи, которые озвучивает Олег Александрович, приводить в жизнь - абсолютно согласен. Как вы правильно отметили, у нас нет закона о критериях, чтобы предоставлять участки. А продавать на конкурсе земли, которые вместо инвестпроекта потом превратятся в стройки, тоже не дело. Тот же самый проект "Терруар-Севастополь" в качестве одной из составляющих развития авторского виноделия: мы не можем его реализовать без данного закона", - сказал Овсянников.
В то же время, не все так плохо в инвестиционном климате Севастополя, подытожила замгубернатора Алсу Гайнутдинова: по проблемным направлениям работа ведется уже сейчас, и в отдельных случаях показатели превышают среднероссийские.
"Есть показатели, которые у нас зашкаливают за 90% - это качество инвестиционного портала, законодательство по поддержке инвестиционной деятельности, надзорно-контрольная деятельность. По этим показателям есть огромная положительная динамика".
Итогом совещания стало подписания соглашения между правительством Севастополя и АСИ.