Вступить в организацию
Ru
En
Личный кабинет делоросса Люди дела
подать заявку
Дежурный по стране

В Воронеже обсудили системный подход в работе с механизмом офсетных контрактов

24.11.2023
В Воронеже обсудили системный подход в работе с механизмом офсетных контрактов

24 ноября на площадке VIII Воронежского форума предпринимателей представители бизнеса и власти обсудили проблемы применения офсетных контрактов. «Деловую Россию» на дискуссии представили исполнительный директор воронежского отделения Александр Дудецкий, член совета отделения, директор по производству ООО «Некст Трейд» Сергей Давыдов и партнер Адвокатской конторы «Сотниковы и партнеры» Елена Сотникова.

Офсетный контракт — это долгосрочный договор между поставщиком, который одновременно выступает в роли инвестора, и государственным заказчиком. Зачем нужны офсеты и в чем их важность участники обсудили на круглом столе, после чего стало понятнее, как использовать данный инструмент в Воронежской области.

В ходе дискуссии были представлены ретроспектива и прогноз рынка офсетных контрактов. Так, объем частных инвестиций в действующих офсетах – более 25 млрд руб., прирост объема закупок по офсетным контрактам составляет сейчас в среднем 28% в год. К 2026 году прогнозируется прирост объема закупок в среднем 30-40% в год. Количество субъектов РФ, предполагающих заключение офсетов в 2024 году по направлениям: социальная сфера – 20, фармацевтика – 16, услуги в здравоохранении – 13, транспорт – 7, ЖКХ – 7, ИТ – 6, ТКО – 3.

Среди главных требований к офсетным контрактам можно выделить следующие: во-первых, они заключаются на конкурсной основе, в конкурсе может участвовать только юридическое лицо, во-вторых, предметом сделки является производство продуктов питания, медицинских препаратов, оборудования, IT-продукции и некоторых других товаров, а также предоставление услуг. И наконец, соглашение заключается на срок до 10 лет (это максимум), а минимальный объем инвестиций составляет 100 млн руб., для межрегионального офсета – 400 млн руб. Малые и средние предприятия могут принимать на себя обязательства по сотрудничеству с двумя и более субъектами РФ.

Участники обсуждения назвали основные проблемы запуска офсетных закупок. В их числе – неготовность органов власти, которые воспринимают данный механизм как инвестиционный, делать «первый шаг», а также отсутствие в законодательстве процедуры «частной инициативы». Чтобы органы власти инициировали офсет, им необходимо показать ниши, успешные примеры и эффекты. Бизнесу тоже важно показать «рынок сбыта», чтобы их вывести на заказчика, указывали участники дискуссии.

В ходе обсуждения были также названы преимущества офсетных контрактов для поставщика. Это – гарантия долгосрочного сбыта товара, гарантии оплаты (финансирование контракта из денег бюджета), реализация большого объема продукции, включение в список единственных поставщиков товара/услуг, у которого будут производить закупки «бюджетники». Преимуществами для региона являются: импортозамещение, новые рабочие места, дополнительные доходы от налогов, снижение цены поставки товара за счет локализации производства.

Участники круглого стола сформировали поэтапный механизм заключения и исполнения офсетного контракта. На этапе подготовки определяется объект контракта, НМЦК, предельная цена единицы товара/услуги, глава региона принимает решение о проведении конкурса исходя из потребностей субъекта РФ. На этапе заключения контракта желающие стать «инвестором» подают заявки на участие в электронном конкурсе, юрлицо с наиболее выгодным предложением становится победителем конкурса, с которым заключается офсетный контракт. Третий этап – этап инвестиций, когда «инвестор» создает (модернизирует, реконструирует) производство. И, наконец, четвертый этап – реализация обязательства региона: «инвестор» включается в список единственных поставщиков товаров/услуг, поставляет товары/услуги региону на постоянной основе, заказчик выкупает определенный объем продукции (не более 30% при сумме инвестиций менее 1 млрд рублей).

«Офсетные контракты дают возможность гарантировать спрос на производимую предпринимателем продукцию, окупить финансовые вложения и впоследствии избежать конкурсных процедур при реализации товаров и услуг государственным и муниципальным заказчикам», – отметил Александр Дудецкий.

К списку новостей
Читайте также
Наши партнёры