Вступить в организацию
Ru
En
Личный кабинет делоросса Дежурный по стране

Бизнес оградят от преследования по новой уголовной статье за махинации с НДС

17 апреля 2024
Ведомства согласовали поправки к законопроекту о криминализации «бумажных» начислений
Бизнес оградят от преследования по новой уголовной статье за махинации с НДС

Правительство предложило конкретизировать нормы депутатского законопроекта, которым вводится уголовная ответственность для организаторов схем с «бумажным» НДС. В проекте поправок (документ есть у «Ведомостей») уточняется, что наказание возможно только для организаторов махинаций с НДС (фирмы-однодневки, которые продают фиктивные счета-фактуры для занижения базы по налогам). Последняя версия законопроекта, принятая в первом чтении, вызывала у бизнеса опасения из-за возможности расширительного толкования.

Сложный законопроект

Проект поправок согласовали государственно-правовое управление президента, МВД, ФНС, Минфин, Минэк, ФСБ, СК, следует из материалов к проекту поправок (есть у «Ведомостей»).

Законопроект обсуждается более года. Он был внесен в Госдуму еще в декабре 2022 г., а в первом чтении его приняли только 5 апреля 2024 г. Первоначальная редакция вызвала бурное обсуждение в парламенте и открытую критику со стороны бизнеса. Предложенная авторами формулировка состава преступления допускала необоснованное уголовное преследование руководителей и бухгалтеров компаний, допустивших ошибки и неточности в налоговых декларациях, предупреждал президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин в письме на имя председателя комитета Госдумы по госстроительству Павла Крашенинникова в начале 2023 г. Расплывчатость формулировок создает риск, что следователи начнут применять ее не только к организаторам площадок «бумажного» НДС, но и к реальному бизнесу, указывал в письме Шохин.

Законопроектом предлагается внесение изменений в ст. 173.3 УК. Она предусматривает ответственность за сбыт и представление в налоговые органы заведомо подложных счетов-фактур и налоговых деклараций. Эти документы для подтверждения налоговых вычетов недобросовестных налогоплательщиков сбываются заказчику либо по его поручению представляются в налоговые органы, за что организаторы противоправной деятельности получают незаконное вознаграждение в виде 2–3% от суммы фиктивно подтвержденных налоговых вычетов, говорится в пояснительной записке.

Источник: Ведомости

Согласно законопроекту, к лицам, предоставляющим такие услуги, может быть применен штраф (на сумму от 100 000 до 300 000 руб.), принудительные работы или лишение свободы на срок до четырех лет.

Согласно проекту поправок, ответственность будет наступать за организацию деятельности по предоставлению в налоговые органы и сбыту заведомо подложных счетов-фактур и налоговых деклараций с использованием подставных лиц либо персональных данных, полученных незаконным путем. Кроме того, был исключен признак преступления, предусмотренный в первоначальной редакции нормы, – причинение ущерба гражданам или организациям. Уклонение от уплаты налогов, а также незаконное получение налогового вычета влечет за собой причинение ущерба прежде всего соответствующему бюджету, а не гражданам или организациям, указало в заключении на проект правовое управление Госдумы.

В июне 2023 г. Минюст предлагал учесть в законопроекте, что ответственность по статье 173.3 наступает «при отсутствии признаков мошенничества или уклонения от уплаты налогов, сборов и страховых взносов», писал Forbes. Речь идет о разграничении ответственности со ст. 199 УК (уклонение от уплаты налогов). При этом предложение Минюста в финальный текст проекта поправок не вошло.

Не учтены были также замечания Института законодательства и сравнительного правоведения при правительстве. В своем заключении эксперты указали на избыточность криминализации такой деятельности. У уполномоченных органов уже существует возможность привлекать фирмы-однодневки за организацию деятельности по предоставлению в налоговые органы и сбыту заведомо подложных счетов-фактур и налоговых деклараций по ст. 199 УК, а значит, возникает риск коллизии, следует из документа (есть у «Ведомостей»).

«Ведомости» отправили запрос в правительство, Минюст и РСПП.

Стало ли понятнее

Диспозиция статьи 173.3 была существенно скорректирована, однако на практике включение в текст формулировки «организация деятельности» означает, что в обязанности правоохранителей будет входить еще и доказывание систематичности работы таких компаний, просто разовых незаконных действий будет недостаточно для привлечения к ответственности, рассказала «Ведомостям» руководитель экспертного центра по уголовно-правовой политике и исполнению судебных актов «Деловой России» Екатерина Авдеева.

Само по себе сужение субъектного состава ст. 173.3 УК до организатора такой деятельности с использованием «технических» компаний является положительным изменением, отмечает партнер Б1 Дмитрий Книженцев. При этом без достаточной конкретизации под понятие «организации деятельности» может попадать очень широкий круг действий, предупреждает он.

Законопроект по-прежнему несет в себе угрозы не только для покупателей «бумажного» НДС, но и для должностных лиц предприятий, а также аутсорсинговых компаний, организующих деятельность по подготовке счетов-фактур и налоговой отчетности, считает партнер МЭФ Legal Вадим Зарипов. Согласно предлагаемой редакции ст. 173.3 обычные ошибки в оформлении счетов-фактур и деклараций могут стать поводом для возбуждения уголовных дел, полагает Зарипов. Кроме того, понятия «подставные лица» и «ложные сведения» достаточно оценочны, а значит, трактуются и используются по усмотрению правоприменителя, что способно привести к нарушениям прав граждан и организаций, отмечает он. Термин «подставные лица», используемый в качестве признака преступных действий по ст. 173.3, не раскрывается ни в действующем законодательстве, ни в примечании к данной норме, соглашается руководитель налоговой практики МКА «Аронов и партнеры» Виталия Мурылева-Казак.

Проектируемая статья предусматривает ответственность за представление в налоговые органы деклараций не только по НДС, но и по любым другим налогам, обращает внимание Зарипов. При этом ложные сведения могут быть не связаны с «бумажным» НДС. В результате возникает высокая вероятность, что правоохранители будут квалифицировать такие деяния не по статьям 198 и 199 УК РФ, а по ст. 173.3 УК РФ как более суровой с точки зрения санкций, опасается он.

Услуга по предоставлению «бумажного» НДС сегодня довольно востребована, однако выявить такие схемы с учетом технологических возможностей ФНС несложно, отмечает управляющий партнер ZE Lawgic Legal Solutions Руслан Зафесов. Одним из индикаторов такого механизма ухода от налогов являются «налоговые разрывы», выявляемые ФНС с помощью системы АСК НДС-2 (автоматически сравнивает счета-фактуры и налоговые декларации. – «Ведомости»), продолжает партнер, руководитель департамента налогово-юридических услуг аудиторской компании Kept Михаил Орлов. Такой способ анализа первичных документов организаций позволил снизить долю расхождений по НДС в общей сумме налоговых вычетов с 8% в 2016 г. до 0,6% в 2019 г., говорит он. Однако в последние годы их доля снова стала расти: в 2022 г. она составила 0,9%, сейчас находится на уровне 0,72%.

 

К списку публикаций
Читайте также
Наши партнёры