Запланированной на вычет суммы недостаточно для эффективной работы налогового инструмента
Объем бюджетных средств, который планируется направить на финансирование федерального инвестиционного налогового вычета (ФИНВ), необходимо увеличить со 150 млрд до 200 млрд руб. Это позволит обеспечить эффективность ФИНВ и полноценно поддержать инвестиционную активность бизнеса, следует из письма Алексея Репика (есть у «Ведомостей»), председателя «Деловой России», представляющей интересы среднего и крупного несырьевого бизнеса. Документ содержит предложения организации по итогам анализа проекта бюджета на будущую трехлетку, он адресован председателю думского комитета по бюджету и налогам Андрею Макарову. В условиях объективного роста нагрузки по налогу на прибыль и «запретительно дорогостоящего кредитования» принципиально важно, чтобы разрабатываемый механизм ФИНВ «изначально стал действующим», пишет «Деловая Россия». Представитель Макарова подтвердил получение письма.
Когда бизнес-объединения поддержали идею повышения налога на прибыль организаций, они верили, что это позволит сделать ФИНВ «по-настоящему вычетом», отмечал Репик 18 октября, выступая на Московском финансовом форуме. После снижения вычета до 3% от инвестиций у бизнеса нет уверенности, что в будущем году удастся использовать весь выделенный из федерального бюджета на этот вычет лимит в 150 млрд руб., добавил он. Позицию «Деловой России» поддержали и другие объединения. Бизнес готов воспринимать ФИНВ не как «застывший» механизм, а как «пилотный экспериментальный режим», который нужно будет опробовать в 2025 г., а после доработать, заявил в ходе сессии президент РСПП Александр Шохин. По его мнению, изменения необходимо будет внести «не после завершения трехлетки», а уже в 2026 г.
Правительство предложило установить федеральный налоговый вычет для инвестирующих компаний в качестве компенсационной меры на фоне повышения ставки налога на прибыль с 20 до 25% с 1 января 2025 г. Согласно поправкам к Налоговому кодексу, ставка ФИНВ не может превышать 50% от расходов на основные средства и нематериальные активы.
Изначально Минэкономразвития предлагало установить ФИНВ на уровне 25% от суммы инвестиций. При этом планировалось распространить данную льготу только на проекты технологического суверенитета. После обсуждения с бизнесом министерство пересмотрело этот подход. Всего рассматривалось три варианта параметров вычета, писали «Ведомости» 11 июля. Размер обсуждаемых ставок находился в диапазоне от 3 до 17% в зависимости от сфер, на которые этот инструмент распространялся, а также возможностей бюджета. Например, вычет в размере от 3 до 9% предусматривался в отношении широкого круга отраслей, таких как добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства, кондиционирование воздуха, гостиницы и общепит, профессиональная, научная и техническая деятельность. Один из последних рассматривавшихся вариантов ФИНВ – вычет в размере 6%. Итоговый вариант механизма предполагает, что размер ФИНВ составит 3%, рассказал «Ведомостям» в кулуарах Московского финансового форума статс-секретарь – замминистра финансов Алексей Сазанов. Всего в бюджете на него ежегодно запланировано 150 млрд руб., но в перспективе кабмин готов менять эту сумму, сообщил вице-премьер Александр Новак 9 октября.
«Ведомости» отправили запрос представителю Минфина и РСПП.
Бизнес также не поддерживает предложение правительства о продлении до 2030 г. 50%-ного ограничения на зачет убытков налогоплательщиков, понесенных в прошлых периодах, указано в документе. Данная мера негативно сказывается на возможностях роста бизнес-активности, уверены в «Деловой России». Аналогичной точки зрения придерживаются и в РСПП. Правительству необходимо «выработать траекторию отмены» этой меры, говорил Шохин 18 октября. Ограничение на зачет убытков прошлых периодов распространяется на всех налогоплательщиков, за исключением тех, к кому применяются пониженные ставки (например, резиденты особых экономических зон, участники региональных инвестпроектов). Такие компании не могут уменьшать налоговую базу в отчетные периоды на убытки прошлых лет более чем наполовину. Мера введена с 1 января 2017 г. и изначально должна была прекратить действие в конце 2024 г.
Ранее со своими предложениями к проекту бюджета в комитет обратилась «Опора России». Бизнес-объединение попросило ввести с 2026 г. обязательную ежегодную индексацию предельного порога доходов, при котором налогоплательщики упрощенной системы налогообложения (УСН) начинают исчислять и уплачивать НДС.
Также «Опора России» предложила предусмотреть возможность освобождения от НДС тех «упрощенцев», чьи доходы превысили порог в 60 млн руб. в результате продажи дорогостоящих основных средств (например, недвижимости и транспортных средств), а не по причине планомерного роста бизнеса. Среди других возможных мер распространение нулевого НДС на сферы клининга и охранные услуги, а также отмена обязанности три года платить налоги на предыдущих условиях в случае реального переезда плательщика УСН в регион с более привлекательными ставками.
Правительство и ранее предпринимало попытку продлить это ограничение до 2030 г. (такая норма вошла в проект закона от 31 июля 2023 г. № 389-ФЗ), при этом после обсуждения с бизнес-сообществом было принято компромиссное решение о сроке его действия до 2026 г., напомнил в своем заключении на проект бюджета комитет Госдумы по бюджету и налогам. «Комитет обращает внимание, что данная тема остается острой и сохраняет свою актуальность до настоящего времени», – указано в документе.
Сейчас положение об ограничении переноса убытков применимо практически ко всем компаниям и ведет к увеличению их налоговой нагрузки, говорит директор департамента налогового и юридического консультирования Kept Екатерина Бурлянд. Это чувствительная мера для бизнеса с высоким налоговым эффектом, говорит партнер Б1 Марина Белякова. Предприниматели давно просят снять это ограничение, но пока диалога не получается, отмечает она.
Порог в размере 50% на снижение налоговой базы вводился, чтобы повысить доходы регионов в период активного инвестирования компаний в промышленные объекты, говорит партнер МЭФ Legal Вадим Зарипов. Убытки – это расходы прошлых лет, не покрытые текущими доходами, а ограничение означает, что понесенные расходы не учитываются сразу в полной мере, что вынуждает компании платить налог с прибыли, которой еще нет, поясняет он. «По сути, государство получает налог авансом с еще не заработанной прибыли. Это очень чувствительно для компаний, так как извлекает из оборота деньги, получить которые в кредит очень дорого», – говорит Зарипов. При этом если мера не будет продлена, то регионы почувствуют резкое «проседание» доходов, поэтому отменять ее нужно постепенно, «хотя бы на 10% в год», уверен эксперт.
Несмотря на критику отдельных положений проекта, «Деловая Россия» отмечает наличие в бюджете ряда важных для стимулирования предпринимательской активности мер, таких как субсидирование строительства промышленных и технопарков, а также реализация структурных проектов с привлечением Фабрики проектного финансирования и Фонда развития промышленности.
Источник: Ведомости