Бизнес-объединение «Деловая Россия» (ДР, продвигает интересы несырьевых средних и крупных компаний) попросило власти пересмотреть подход к изменениям в налоговой сфере, следует из заключения ДР на законопроект о бюджете. Предприниматели предложили поменять тактику по пяти направлениям.
Отложить или вовсе отказаться от применения налоговиками предварительных обеспечительных мер (блокировка имущества компаний до завершения налоговых проверок). По мнению бизнес-объединения, мера «избыточная и несвоевременная», так как сильнее всего применение обеспечительных мер повлияет на недобросовестных плательщиков из крупного бизнеса, тогда как они из-под действия механизма выведены, право оперативной блокировки распространяется прежде всего на МСП.
Не переводить бизнес на расчет налога на имущество по кадастру. Смена подхода приведет к снижению инвестиций и кратному росту налоговой нагрузки на бизнес, включая обрабатывающую промышленность, и так пострадавшую от санкций, указывают в объединении.
Пересмотреть подход к инвестиционному налоговому вычету (ИНВ). Сейчас механизм стимулирует бизнес вкладывать заемные, а не собственные средства. ДР предложила властям внедрить новый механизм, побуждающий компании реинвестировать собственную прибыль. Например, можно предусмотреть дифференциацию налогообложения инвестиционного и неинвестиционного использования прибыли – т. е. увеличить фискальную нагрузку на тех, кто не реинвестирует собственную прибыль.
Обеспечить более плавное повышение налоговой нагрузки на растущие предприятия, которые переходят с упрощенной системы налогообложения на общую. Сейчас власти прорабатывают параметры нового, так называемого режима «МСП+» для компаний с выручкой до 10 млрд руб. в приоритетных отраслях. Предполагается, что для этих предприятий будут действовать финансовые и налоговые льготы. Бизнес просит распространить переходный налоговый режим (сейчас действует для общепита с выручкой до 2 млрд руб. в год и предусматривает обнуление НДС) на другие отрасли.
Остановить рост неналоговых платежей, в том числе утилизационных сборов на транспорт и за пользование водными биологическими ресурсами. Объединение выступило за создание единого реестра таких сборов и их систематизацию. Те, что не пройдут оценку регулирующего воздействия, следует отменить, считает бизнес.
Представитель Минфина не ответил на запрос «Ведомостей».
Законопроект об обеспечительных мерах был внесен в Госдуму еще в 2021 г., но после критики бизнеса был на два года предан забвению. Сейчас Минфин вернулся к рассмотрению этой инициативы: ведомство включило ее в Основные направления бюджетной, налоговой, и таможенно-тарифной политики на 2024–2026 гг. – один из ключевых документов бюджетного пакета, обозначающий планы ведомства на ближайшую перспективу.
Если налоговый орган будет вправе блокировать возможности предприятия распоряжаться имуществом до завершения выездной проверки, это нанесет ущерб стабильности хозяйственного оборота, а также создаст рычаг для неправомерного воздействия на налогоплательщика, считает руководитель экспертного центра по налоговой и бюджетной политике «Деловой России» Кирилл Никитин. Под угрозой окажутся и интересы других субъектов предпринимательской деятельности, которые вправе рассчитывать на это имущество как источник исполнения обязательств – реальных, а не спорных. По словам эксперта, продвижение законопроекта в Госдуме затормозилось, из-за того что даже после изменений у сторон осталось множество замечаний к документу.
Актуальная версия проекта является компромиссным вариантом, который был проработан с бизнесом и банками, сообщил «Ведомостям» представитель ФНС. Перед внесением проекта в Госдуму была проведена серия совещаний с участием общественных организаций, добавил он. По его словам, фактически работа над проектом велась с 2019 г. «Этот период плюс годичная отсрочка его вступления в силу, которая будет в случае его принятия, – достаточный адаптационный период для оценки рисков и их устранения», – добавил собеседник. Кроме того, за это время не появилось никакого доказанного фактами и реальными экономическими показателями обоснования превышения негативных эффектов закона над ожидаемым положительным результатом, отметил представитель ФНС. Проект нормы не содержит освобождения от возможности ее применения именно в отношении «крупного и среднего бизнеса», так как исключения предусмотрены не по размерам бизнеса, а по размерам рисков уклонения от уплаты налогов или их взыскания, пояснили в ФНС.
Возврат Минфина к вопросу введения механизма предварительных обеспечительных мер связан, скорее всего, с задачей повысить собираемость налогов в бюджет и усилением борьбы с недобросовестными налогоплательщиками, считает старший юрист налоговой практики «Меллинг, Войтишкин и партнеры» Роман Билык.
Тем не менее налоговый фактор не является ключевым для бизнеса при принятии решения об использовании собственных или заемных средств. «Компании не могут бесконечно увеличивать долг просто для того, чтобы экономить на налоге на прибыль», – говорит эксперт. Кроме того, из-за повышения процентных ставок и, соответственно, удорожания кредитов вряд ли стоит беспокоиться, что компании будут увеличивать инвестирование заемных средств, добавляет он. Скорее всего, они будут сокращать использование этого инструмента и больше опираться на собственную прибыль.