Вступить в организацию
Ru
En
Личный кабинет делоросса Дежурный по стране

«Деловая Россия» просит вернуть льготы для организаций системы ЖКХ

3 апреля 2024
В Минстрое говорят о необходимости «баланса интересов потребителей и ресурсоснабжающих организаций»
«Деловая Россия» просит вернуть льготы для организаций системы ЖКХ

Комитет по коммунальной инфраструктуре и ЖКХ «Деловой России» обратился к Минстрою с поддержать организации, осуществляющие водоснабжение и водоотведение. Письмо за подписью главы комитета и президента ООО «Группа Полиластик» Льва Гориловского есть у «Ведомостей». В комитет входят, в частности, ГК «Росводоканал», АО «Мосводоканал», Ассоциация малой энергетики, Российская ассоциация водоснабжения и водоотведения и др. «Ведомости» направили запросы компаниям-участникам.

«В условиях планируемой масштабной модернизации коммунальной инфраструктуры ввод объектов при отсутствии налоговых льгот приведет к росту налогооблагаемой базу по налогу на имущество организаций и, как следствие, к дополнительному росту тарифов на [их] услуги», – следует из текста письма. В «Деловой России» обратили внимание на две возможные льготы для компаний, работающих в сфере водоснабжения и водоотведения.

В первую очередь там обратили внимание, что с 1 января 2023 г. прекратила действовать норма, которая разрешала налогоплательщикам применять к основной норме амортизации специальный коэффициент, но не превышающий 3 в отношении амортизируемых основных средств, используемых в сфере водоснабжения и водоотведения. Это было необходимо для снижения налоговой нагрузки на организации водопроводно-канализационного хозяйства (ВХК), возникающей в связи с ростом налога на имущество при вводе построенных и модернизированных объектов, говорится в письме.

Повышающий коэффициент амортизации – это инструмент, позволяющий включить в расходы предприятия стоимость имущества раньше, чем оно будет изношено согласно установке производителя. Повышающие коэффициенты амортизации фактически предоставляют налогоплательщикам отсрочку по уплате налога на прибыль организаций, позволяя в текущем периоде учитывать расходы, которые в ином случае учитывались бы в более поздних периодах, пояснил «Ведомостям» советник Taxology Егор Лысенко. «В каком-то смысле это кредит для отрасли ЖКХ», – добавил он.

Тем не менее, в «Деловой России» попросили подумать о «целесообразности возобновления действия нормы, предусмотренной пп. 4 п. 2 ст. 259.3 НК, которая касается как раз этого вопроса. Также «Деловая Россия» обратилась к Минстрою по вопросу льготирования налога на имущество в части основных средств, используемых для регулируемой деятельности организаций водоснабжения и водоотведения.

Сейчас при выделении средств из бюджета на модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры возникает новое имущество, которое становится налогооблагаемой базой, пояснил «Ведомостям» эксперт «Народный фронт. Аналитика» Павел Склянчук. Из-за этого у водоканалов и теплоснабжающих организаций возрастает налоговая нагрузка, продолжает он. «Получается, что одной рукой государство из бюджета деньги дает, а другой в виде налога на имущество у этих же самых предприятий системы ЖКХ – забирает», – подчеркнул Склянчук. По его мнению, наличие «налоговой подушки» во многом могло бы решить проблему, связанную с ограниченностью тарифа по уровню платежеспособности населения, доведя уровень этих тарифов до экономически обоснованных.

Согласно действующему законодательству, минимальный срок службы основного средства производства составляет 15 лет, поясняет эксперт в сфере ЖКХ Михаил Никольский. Это означает, что собственник имеет право уменьшать свою налогооблагаемую базу на 1/15 стоимости этих основных средств. При этом коэффициент 3 сокращает срок амортизации с 15 лет до пяти, тем самым значительно уменьшая налогооблагаемую базу и сумму налога на прибыль для владельца этих основных средств, продолжает Никольский. На сэкономленные деньги владельцы оборудования могут производить его ремонт или усовершенствование.

По мнению Никольского, возврат коэффициента – логичный шаг в нынешних условиях, когда обновление коммунальных сетей и оборудования после серьезных аварий зимой 2023–2024 гг. стало очень актуальным вопросом. Ранее повышающий коэффициент позволял водоснабжающим организациям в 3 раза быстрее списывать изначальную стоимость основных средств в расходы и тем самым уменьшать базу налога на прибыль, пояснил «Ведомостям» управляющий партнер адвокатского бюро Asterisk Владимир Хантимиров. «Такая налоговая оптимизация положительно влияла на высвобождение ресурсов, которые могли быть вложены, в частности, в реконструкцию и модернизацию объектов водоснабжения и водоотведения», – добавил он.

Эта льгота – способ стимулирования действий по модернизации основных средств, в том числе инфраструктуры, ее отмена увеличивает тариф и замедляет эту модернизацию, сказал «Ведомостям» сопредседатель Союза потребителей России, член федерального бюро «Яблока» Анатолий Голов. «Для государства это даст копейки, для будущего водоснабжения будет ударом», – посетовал он. Бизнес мог планировать инвестиции с учетом применения этой льготы, добавил Лысенко. Проблема свойственна не только сфере водоснабжения, но и в целом всем отраслям экономики: увеличивается объем имущества, сумма налога тоже растет, пояснил «Ведомостям» доцент департамента менеджмента и инноваций Финансового университета Станислав Шубин. «Снижение или отмена налога на имущество приведет и к соответствующему снижению тарифа, но он будет снижен для всех категорий потребителей, как для богатых, так и бедных», – говорит он.

Минстрой рассматривает предложения по стимулированию модернизация коммунальной инфраструктуры с учетом мнения представителей отраслевого сообщества, сообщил «Ведомостям» представитель ведомства: «Вопросы оказания жилищно-коммунальных услуг являются <...> важными для российских граждан, поэтому такие инициативы нуждаются в детальной проработке и анализе для сохранения баланса интересов потребителей и ресурсоснабжающих организаций».

К списку публикаций
Читайте также
Наши партнёры