Вступить в организацию
Ru
En
Личный кабинет делоросса Люди дела
подать заявку
Дежурный по стране

Депутаты заявили о препятствиях для введения туристического налога с 2025 года

29 октября 2024
Депутаты заявили о препятствиях для введения туристического налога с 2025 года

Создание необходимого реестра средств размещения потребует больше времени, чем ожидалось

Муниципалитеты могут не получить дополнительных поступлений в свои бюджеты от введения туристического налога в будущем году. Механизм не начнет работать без создания единого реестра классифицированных средств размещения (КСР), проживание в которых будет облагаться налогом, предупреждают депутаты. Туристический налог может не заработать полноценно в установленный законодательством срок с 1 января 2025 г., сообщила «Ведомостям» зампред комитета Госдумы по туризму и развитию туристической инфраструктуры Наталья Костенко. По ее словам, при принятии соответствующих поправок в Налоговый кодекс (НК) не было учтено, что сейчас отсутствует единый реестр для всех видов КСР. По оценкам Костенко, прописанный в законе механизм турналога может быть реализован не раньше чем в конце следующего года.

Госдума также предупредила о возможных последствиях несвоевременного запуска реестра КСР в постановлении к налоговому законопроекту, который был внесен в парламент вместе с проектом бюджета (в нем, в частности, прописываются условия применения федерального инвествычета, а также увеличивается ставка по налогу на прибыль организаций в отношении процентных доходов по гособлигациям).

В случае если реестр не будет утвержден до 15 ноября, думский комитет по бюджету и налогам должен будет «обеспечить внесение поправок» в НК о передаче муниципалитетам полномочий по ведению реестров на своих территориях, говорится в постановлении. Депутаты прописали такое условие, чтобы не тормозить процесс введения налога, пояснил «Ведомостям» источник, знакомый с ходом обсуждения. По его словам, подготовка реестра возможна после внесения изменений в профильный закон «Об основах туристской деятельности в РФ». В конце сентября Госдума приняла в первом чтении поправки в этот закон – согласно им, теперь под классификацию подпадут не только гостиницы, но и все типы средств размещения. Авторы документа предлагают создать единый реестр, куда войдут КСР, горнолыжные трассы и пляжи. Не включенные в него объекты туристской деятельности не смогут оказывать свои услуги, следует из проекта. Сам же порядок проведения классификации будет осуществляться в два этапа: сначала КСР будет самостоятельно включаться в реестр, а затем специально аккредитованная организация оценит, насколько оно соответствует заявленной «звезде», т. е. требованиям к конкретному типу средств размещения.

Норма о праве муниципалитетов вводить на своей территории туристический налог вошла в число масштабных изменений в НК РФ, принятых летом этого года. Им облагаются услуги по «предоставлению мест для временного проживания в средствах размещения», а облагаемой базой служит их стоимость, указано в законе. Согласно поправкам, муниципалитеты вправе самостоятельно определять ставку налога, но в пределах, установленных законом: в 2025 г. она должна составить не более 1%, далее в течение четырех лет порог будет расти на 1% в год и к 2029 г. составит уже 5%. В законе также указано, что турналогом могут облагаться только услуги проживания в КСР, которые включены в специальный реестр, предусмотренный профильным законом «Об основах туристской деятельности в РФ».

Сейчас отдельные объекты туристской деятельности учитываются в трех различных реестрах, которые ведет подведомственная Минэкономразвития Росаккредитация. Они включают в себя такие объекты, как пляжи, горнолыжные трассы и гостиницы, – там сейчас 26 107 действующих объектов.

«Ведомости» отправили запросы представителям Минэкономразвития и Минфина.

Вопрос не только юридический

Само по себе принятие поправок о едином реестре КСР не решит проблему его отсутствия, говорит Костенко. Для того чтобы он заработал, необходимо не только его создать, но и «наполнить» – это и есть основная работа, которая потребует времени, поясняет она. Кроме того, реестр предполагает учет и так называемых гостевых домов (частного жилья, предоставляемого для проживания туристам), для них в проекте предусмотрен добровольный порядок классификации, добавляет депутат.

Отсутствие реестра действительно может помешать началу действия туристического налога с 2025 г., полагает сопредседатель комитета по туризму «Деловой России» Леонид Гункевич. Если он не будет создан вовремя, то не понятно, с каких именно объектов взимать налог, – это может «привести к неразберихе», отмечает он. Аналогичные риски для механизма турналога видит и президент Общенационального союза индустрии гостеприимства Алексей Волков. Кроме того, идея добровольной классификации гостевых домов не имеет никаких перспектив, уверен он. По мнению Волкова, у таких частных объектов нет никаких причин добровольно начинать платить налоги. И без «бонусов» со стороны государства обеления этого сектора рынка ждать не стоит, отмечает он.

О намерении ввести туристический налог после принятия поправок заявили в ряде регионов. Например, в Приморье его начнут взимать пока в четырех муниципалитетах (Владивостокский, Хасанский, Находкинский и Уссурийский округа), Владимирская область ограничится территорией г. Суздаль. Камчатка распространит турналог на все районы. О введении налога заявили власти Краснодарского края, Свердловской, Волгоградской областей, а также Карелии и Алтайского края. Окончательный список регионов и муниципалитетов сформируется после 1 декабря, когда у регионов истечет срок на внедрение турналога на своей территории.

Последствия передачи реестров муниципалитетам

Передача полномочий по ведению реестров на уровень местного самоуправления приведет к фрагментации администрирования налога, полагает директор юридической группы «Яковлев и партнеры» Мария Яковлева. Такая практика может спровоцировать применение неоднородных подходов, усложнение взаимодействия с налоговыми органами и повышенные риски коррупции, отмечает эксперт. С ней соглашается и замдиректора практики стратегического и операционного консалтинга Kept Юлия Черепович. По ее мнению, в случае создания нескольких муниципальных реестров ФНС придется усложнять методы налогового контроля. Например, сложности могут возникнуть, если у одного налогоплательщика несколько средств размещения находятся в разных муниципалитетах – с учетом его права подавать всего одну декларацию сразу по всем объектам в одну инспекцию налоговым органам придется сверить все местные перечни, в которых отражены его объекты, поясняет она.

Делегирование муниципалитетам права на ведение реестра может негативно повлиять на администрирование налога и спровоцировать увеличение нагрузки на местные органы власти, которые «могут не иметь достаточных ресурсов или опыта» для выполнения этой работы, отмечает Гункевич. При этом разные подходы к классификации и учету средств размещения в муниципалитетах могут вызывать «споры и сложности», а компании, работающие в нескольких муниципалитетах, будут вынуждены «взаимодействовать с разными реестрами и процедурами», добавляет он.

Источник: Ведомости

К списку публикаций
Читайте также
Наши партнёры