Вступить в организацию
Ru
En
Личный кабинет делоросса Люди дела
подать заявку
Дежурный по стране

Григоренко рассказал об использовании БПЛА и ИИ при проверках бизнеса

20 октября 2025
Григоренко рассказал об использовании БПЛА и ИИ при проверках бизнеса

Число проверок снизилось в 5,5 раз с 2019 года, отметил вице-премьер

Количество проверок бизнеса осталось рекордно низким даже после отмены моратория на проверки в 2025 г. Об этом заявил вице-премьер – руководитель аппарата правительства Дмитрий Григоренко на Всероссийском форуме контрольных органов – 2025 в Красноярске. Инспекторы провели 201 000 проверок с начала года, что на 5000 меньше, чем за аналогичный период 2024 г., когда действовал мораторий.

Сфера контроля и надзора полностью перешла на риск-ориентированный подход, напомнил Григоренко. За счет этого с плановыми проверками инспекторы приходят только на объекты чрезвычайно высокого и высокого риска. «В отношении объектов с категорией риска ниже проводятся обязательные профилактические визиты. Благодаря этому административная нагрузка на бизнес в России осталась на уровне последних лет. Проверок в их классическом понимании стало в 5,5 раза меньше, чем в 2019 г.», – отметил Григоренко. В 2019 г. число проверок составляло 1,5 млн.

Вице-премьер рассказал об изменениях в подходе к выявлению нарушений. Инспектор теперь может не выходить на контролируемый объект, поскольку большой объем данных накапливается в государственных информационных системах. Технологии искусственного интеллекта (ИИ) упрощают работу с индикаторами риска, которые включают данные о контролируемых объектах. Инспекторы начали применять их с 2025 г. для быстрого и точного анализа. Если состояние данных отклоняется от нормы, это сигнал о необходимости провести внеплановую проверку. ИИ дает инспекторам возможность вести мониторинг в постоянном режиме. Григоренко потребовал от контролеров внедрить ИИ в ведомственные информационные системы.

Новшеством также стало использование беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) для проверок, рассказал вице-премьер. Проверки с помощью БПЛА на текущий момент касаются земельного и охотничьего надзора, надзора в сфере благоустройства, а также строительства. Не менее 10% мероприятий для этих видов должны пройти в 2026 г. с подключением БПЛА, отметил Григоренко. За девять месяцев 2025 г. 400 проверок и почти 3000 профилактических мероприятий прошли с помощью дронов. Сейчас идет разработка законодательной нормы, которая позволит контролерам использовать данные, полученные с применением БПЛА, как отдельное основание для проведения внеплановых проверок, отметил Григоренко.

Мнение бизнеса

Не заметить снижения числа проверок нельзя, подтверждает вице-президент общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Марина Блудян. Она также отмечает, что сократились сроки выдачи разрешений, нет платежей при получении разрешительных документов, взаимодействие происходит в электронном виде через единое окно. Например, сейчас бизнес может онлайн обжаловать решения контрольных органов без судебных разбирательств.

За первое полугодие 2025 г. бизнес направил более 32 000 обращений через сервис досудебного обжалования на портале «Госуслуги», писали «Ведомости». Большая часть обращений связана с ходатайствами о продлении сроков для устранения нарушений. Еще часть заявок была связана с возражениями бизнеса на выданные предостережения. На 3-м месте по числу обращений жалобы на контрольно-надзорную деятельность (КНД).

Судьба моратория

В марте 2022 г. правительство ввело запрет на плановые и внеплановые проверки бизнеса до конца года с рядом оговорок. Исключение в моратории составляли объекты чрезвычайно высокого и высокого риска для жизни и здоровья людей, а также безопасности государства, такие как электростанции и химические предприятия. Это около 15% всех объектов. Кроме того, контроль вне графика был возможен по поручению президента или правительства. При этом сохранились профилактические визиты, когда контролеры не применяют санкций, как по итогам проверок, а проводят «бесплатную консультацию», если бизнес не понимает нюансов регулирования или не соблюдает законы.

В декабре 2023 г. правительство продлило мораторий на внеплановые проверки бизнеса до конца 2024 г. Плановые проверки предприятий приостановлены до 2030 г. Исключение составили только объекты высокого и чрезвычайно высокого риска, также мораторий не распространяется на налоговые проверки, прокурорский надзор, проверки работы контрольно-кассовой техники.

Генеральный прокурор Игорь Краснов в сентябре 2022 г. выступал за отмену навсегда большинства проверок бизнеса, деятельность которого не связана с рисками нанесения ущерба. Он отметил, что позиция прокуратуры – «меньше проверок – больше пользы для экономики». В июне того же года президент России Владимир Путин на Петербургском международном экономическом форуме предложил «навсегда, на постоянной основе отказаться от проведения большинства проверок всего российского бизнеса, деятельность которого не связана с высокими рисками причинения вреда». Путин в ходе послания Федеральному собранию в феврале 2024 г. предложил с 2025 г. отказаться от моратория на проверки бизнеса и перейти на риск-ориентированный подход.

Снижение административной нагрузки отмечают практически все предприятия, но это не касается проверок налоговых органов, говорит вице-президент Торгово-промышленной палаты Елена Дыбова. Количество видов контроля и надзора не сокращено, субъекты бизнеса, как и прежде, обложены со всех сторон различными контролерами и проверяющими, спорит заместитель председателя «Деловой России» Антон Данилов-Данильян.

Проверяющие зачастую требуют огромные массивы документации, которые могут не относиться к предмету контроля, но нужны инспектору для объективного и всестороннего рассмотрения всех аспектов деятельности поднадзорного лица, сетует Данилов-Данильян. Сотрудники предприятий отвлекаются от своих прямых обязанностей, переключаясь на копирование и сканирование огромного количества документов, рассказывает вице-президент «Деловой России». При этом, подчеркивает он, многие из запрашиваемых документов уже находятся в распоряжении проверяющего госоргана либо иных ведомств и по общему правилу их у бизнеса запрашивать не должны. Дыбова подтверждает частые жалобы предпринимателей на большое количество запросов по документам, особенно в регионах.

Категории риска

Ранжирование субъектов предпринимательской деятельности по категориям риска упорядочило периодичность плановых проверок, что стало положительным моментом, так как появилась предсказуемость таких проверок, считают в «Деловой России». Блудян отмечает преимущества риск-ориентированного подхода, благодаря ему каждое подконтрольное лицо знает, какая у него категория риска, какая периодичность проверок его ожидает. «К тебе неожиданно никто не придет, если ты соблюдаешь требования, и ты совершенно точно знаешь, по каким параметрам ты постоянно находишься под надзором», – поясняет Блудян.

Переход на индикаторы риска нарушения обязательных требований, которые регламентируют внеплановые проверки, требует дальнейшего совершенствования, говорит Данилов-Данильян. Он считает, что нужна совместная работа государства и бизнеса над такими критериями, чтобы избегать ложных сигналов в качестве оснований для проверок.

Вице-президент «Опоры России» хвалит отмену «палочной системы», когда органы контроля и надзора отчитывались по количеству проведенных проверок и по суммам собранных штрафов. Теперь они ориентируются только на количество реализованных рисков, отмечает Блудян. «Опора России» выступает за дополнительную «регуляторную гильотину», чтобы сократить число требований к бизнесу, отмечает Блудян.

«Деловая Россия» предлагает дополнительное совершенствование процедур досудебного обжалования и отказ от запроса лишних документов, предоставление которых прямо не предусмотрено видом контроля, говорит Данилов-Данильян. Недовольство бизнеса связано и с тем, что пока не появляются официально зафиксированные документы по итогам профилактических визитов – реальные проверки в итоге могут затронуть совершенно другие аспекты, не те, которые предпринимателям посоветовали исправить. Дыбова также указывает на неравную конкуренцию бизнеса с самозанятыми, которые проходят намного меньшее число проверок и имеют преимущество. Предприятия выступают за уравнивание требований, говорит Дыбова.

Новые методы контроля

ИИ власти могут использовать для того, чтобы контролировать предприятия без взаимодействия с подконтрольным лицом, не отвлекать бизнес, меньше с ним контактировать, объясняет Блудян. Она добавляет, что бизнес со своей стороны также запускает различные виды автоматизации с помощью ИИ и предоставляет возможность доступа контролеров к его системам. На оценку внедрения ИИ в процессы КНД нужно время, при этом важно предусмотреть возможность обжаловать такую ошибку с участием живого сотрудника госоргана, отмечает Данилов-Данильян.

Меньше соприкасаться с контрольными органами позволяет и внедрение оценки нарушений с помощью БПЛА, говорит Блудян. Бизнесу по большому счету все равно, как государство его контролирует, – главное, чтобы не было ошибок в КНД при применении таких технических средств, добавляет заместитель председателя «Деловой России»

Источник: Ведомости

К списку публикаций
Читайте также
Наши партнёры