Компаниям, занимающимся таксомоторными перевозками и привлекающим самозанятых, нужны более гибкие условия для того, чтобы развивать бизнес, сохранять доступность и качество услуг. Об этом говорилось в рамках круглого стола «Отечественные автопроизводители и/или отечественные автопотребители: поиск баланса», который прошел в Госдуме.
Ключевым вопросом, который обсуждали депутаты Госдумы, эксперты «Деловой России» и представители отраслевых ассоциаций стали изменения в законодательство к локализации автомобилей. Задавая тон обсуждению, депутат Николай Будуев, модератор круглого стола, напомнил о необходимости найти баланс между перевозчиками и производителями. Именно об этом говорил президент Владимир Путин во время посещения одного из автопредприятий страны. «Мы все заинтересованы в создании условий для развития как нашей автомобильной промышленности, так и транспортной отрасли. Главное, чтобы услуги оказывались качественно, безопасно и по доступной цене», – подчеркнул парламентарий.
Сегодняшняя ситуация на рынке пассажироперевозок характеризуется ограниченным выбором автомобилей и высокой стоимостью новых машин. Результатом этого, убежден Семен Жаворонков из Общероссийской общественной организации «Деловая Россия», может стать ухудшение условий для бизнеса.
Поэтому перевозчикам необходима помощь со стороны государства. Среди возможных мер поддержки Алексей Быков, глава подкомитета «Деловой России» по такси, предлагает выделение прямых субсидий таксопаркам. «Сегодня субсидии, которые выделяются автопроизводителям, приводят к удорожанию автомобилей, – утверждает Быков. – Например, стоимость отечественного электрокара после введения субсидии на его покупку выросла с 3,5 млн руб. до 4,3 млн. руб.».
Еще один рыночный механизм для развития отрасли предлагает Александр Шумский, руководитель экспертного центра «Пробок.нет». Речь идет об отмене минимальных квот. «Мы не должны навязывать таксопаркам какие-то конкретные модели, они должны сами выбирать те марки, которые им удобны с точки зрения технических характеристик и экономических критериев. Иначе мы создадим не вполне рыночные условия», – убежден Шумский.
Эксперт предлагает использовать опыт Москвы, которая выбрала путь поддержки, предполагающий выделение субсидирования на покупку или лизинг авто. «Речь не про запреты, а про меры стимулирования. Это гораздо перспективнее», – уверен Шумский.
На данный момент в России работает около 2 млн таксистов. Однако уже в 2025 году ожидается дефицит в десятки тысяч человек. Это связано с необходимостью получения регистрации по месту работы, ограничениями для привлечения иностранного труда, снижением рентабельности таксопарков. И эта ситуация может ухудшиться: в случае ужесточения требований эксперты прогнозируют отток более 500 тыс. водителей. Резкое увеличение дефицита кадров приведет к росту стоимости поездок на 25-40% в зависимости от региона.
В отрасли также наблюдается недостаток машин. Этому способствуют увеличение стоимости автокредитов и лизинга, рост цен на автомобили и их обслуживание. Весьма ощутимым ограничением могут стать новые регуляторные нормы. В таких условиях обновлять свой таксопарк готовы меньше трети отечественных перевозчиков, поскольку замена даже 50% машин приведет к значительным убыткам.
Проблема особенно актуальна для самозанятых водителей. Как рассказал Алексей Неживой, руководитель оперштаба независимого профсоюза «Новый труд» (НПНТ), эта категория таксистов использует для работы личные автомобили. Их замена станет неподъемной статьей расходов в семейном бюджете. Ведь многие водители вынуждены подрабатывать именно для того, чтобы рассчитаться с кредитами. И, если отрасль не хочет потерять специалистов, которые могут уйти в теневой сектор, необходимо предусмотреть для них льготный лизинг.
В свою очередь, руководитель аппарата профсоюза «Новый труд» Алена Левочкина отметила, что ужесточение требований для работы этой категории таксистов противоречит цели эксперимента с самозанятостью – речь про обеление доходов. Согласно статистике, в стране зарегистрированы порядка 12 млн самозанятых, около половины которых были выведены из тени. Сейчас важно не ухудшить ситуацию.
Отдельным пунктом обсуждения стали возможные последствия непродуманного подхода для потребителей. По словам Ильи Зотова из Общероссийского объединения пассажиров, сокращение предложения такси вызовет рост цен, что приведет к снижению внутригородской мобильности. Жителям будет сложнее добираться до работы, учреждений образования и здравоохранения. Особенно пострадают маломобильные россияне – инвалиды, пенсионеры, семьи с детьми. В таких условиях поиск баланса между производителями и перевозчиками, о котором говорил глава государства, становится приоритетной задачей.
Все прозвучавшие предложения будут переданы в профильный комитет Госдумы и Правительство РФ, подчеркнул Николай Будуев, подводя итоги дискуссии.
Источник: Российская газета