Комиссия правительства России по законопроектной деятельности (КЗД) 20 мая одобрила поправки кабмина в закон о такси, подготовленные ко второму чтению в Госдуме, следует из протокола заседания, с которым ознакомились «Ведомости».
Поправки правительства предусматривают, что для машин такси не будет применяться балльная система оценки локализации.
При этом регионы смогут сами устанавливать минимальную долю эксплуатируемых в такси автомобилей, которые должны быть собраны в России или другом государстве ЕАЭС (помимо России входят Казахстан, Белоруссия, Армения и Киргизия). Эти требования будут распространяться также на электромобили.
Информация о стране-изготовителе содержится в сертификате происхождения автотехники. И для того чтобы признать автомобиль российским, достаточно будет наладить его крупноузловую (так называемую отверточную) сборку в ЕАЭС. Таким образом, таксопарки для удовлетворения требованиям закона смогут покупать пришедшие в Россию после введения санкций многочисленные бренды из КНР и собранные на их базе автомобили российских брендов. Все они пока производятся методом крупноузловой сборки.
После прохождения КЗД правительственные поправки будут «практически гарантированно» приняты во втором чтении проекта в Госдуме, утверждает источник «Ведомостей», близкий к комиссии.
Отменить требования к локализации машин такси предлагали в феврале после прохождения первого чтения законопроекта депутаты Госдумы («Ведомости» писали об этом 28 февраля). По их мнению, следует также вывести из-под действия законопроекта автомобили таксистов-самозанятых и технику повышенных классов комфортности, которую сейчас не выпускают в России.
Одобренные на КЗД правительственные поправки учли лишь часть того, что предлагали ранее депутаты.
Собеседник «Ведомостей», близкий к КЗД, обращает внимание на то, что правительственные поправки по локализации такси были приняты почти сразу после возвращения президента России Владимира Путина из Китая.
Спорный законопроект главы комитета Совфеда по экономической политике Андрея Кутепова (представляет Санкт-Петербург) и депутата от «Единой России» Владимира Гутенева, который наделяет правительство правом устанавливать требования по уровню локализации легковых автомобилей такси, был принят в первом чтении 18 января 2024 г. Он вносит соответствующие изменения в 580-ФЗ «Об организации перевозок легковым такси», вступивший в силу в сентябре прошлого года.
С критикой и предложениями по изменениям данной инициативы неоднократно выступали различные общественные объединения, в числе которых РСПП, Национальный совет такси и др.
Поправка носит технический характер, а суть осталась прежней – перевозчикам придется покупать новые автомобили для получения разрешения на деятельность такси или уходить в тень, говорит представитель такси «Максим». Он поясняет, что в регионах работающие в сфере перевозок покупают подержанные иномарки: остаточный ресурс такой техники можно спрогнозировать, а цены ниже, чем на новые авто.
«Стоимость машин, в том числе продукции «АвтоВАЗа», растет постоянно. По текущим ценам на поездки окупить приобретение нового автомобиля сложно в мегаполисах, а в регионах обновление автопарка практически не происходит», – жалуется собеседник.
По итогам КЗД «Деловая Россия» подготовила ряд замечаний и попросила аппарат правительства учесть их в позиции кабмина по законопроекту Кутепова и Гутенева, рассказал «Ведомостям»
заместитель председателя общественной организации Антон Данилов-Данильян.
В частности, было предложено устанавливать минимальную долю машин такси российского производства только для городов федерального значения (Москва, Санкт-Петербург и Севастополь) и при условии выделения господдержки перевозчикам. Кроме того, требование по локализации, по его словам, должно распространяться только на вновь выдаваемые разрешения на перевозки в такси (выдается на автомобиль), чтобы перевозчики могли постепенно адаптироваться к новым условиям. На машины с пробегом и на самозанятых таксистов с единственным автомобилем, по мнению «Деловой России», новое регулирование распространять не следует.
Требования локализовать машины в такси давят на отрасль, поэтому сейчас полезны любые попытки их доработать и упростить, говорит источник «Ведомостей», знакомый с ходом обсуждения поправок. Приоритетом он считает исключение из законопроекта самозанятых. «Это десятки тысяч таксистов в стране, и они не будут искать локализованную машину. Рынок просто лишится этих водителей», – подчеркивает собеседник.
Руководитель Центра компетенций международного евразийского форума «Такси» Станислав Швагерус называет предложения правительства «корректными». Он полагает, что они устроят и автопроизводителей, и таксопарки, которые и так в большинстве случаев старались покупать российскую технику. Если регионы будут вводить у себя такое регулирование, то для бизнеса в сфере перевозок не будет серьезных изменений, особенно при учете расширения внутреннего производства автомобилей, подчеркивает Швагерус.