Вступить в организацию
Ru
En
Личный кабинет делоросса Люди дела
подать заявку
Дежурный по стране

Сдать бонус: в России предлагают отказаться от пластиковых карт лояльности

1 апреля 2024
С чем это связано и какие альтернативы есть у покупателей
Сдать бонус: в России предлагают отказаться от пластиковых карт лояльности

В РФ предлагают отказаться от пластиковых карт — бонусных и карт лояльности. В качестве альтернативы можно использовать электронные аналоги. С такой инициативой выступил Российский экологический оператор (РЭО), уже готова Концепция по минимизации образования отходов. Сейчас ее обсуждают с представителями бизнеса и властями, в перспективе ее должно утвердить правительство. Цель меры — сократить объем пластикового мусора, на который сейчас приходится 50% всех ТКО.

Избавиться от лишнего

РЭО подготовил Концепцию по минимизации образования отходов в России, цель которой — снизить объемы захоронения мусора и тем самым сократить его негативное воздействие на окружающую среду. «Известия» ознакомились с документом. До конца года его должно утвердить правительство, после чего появится дорожная карта с планом реализации, отметили в РЭО.

Фокус в документе главным образом направлен на пластиковые остатки, на которые в нашей стране приходится до 50% всех твердых коммунальных отходов (ТКО), общий объем такого мусора составляет 57 млн т.

«При этом отходы упаковки в дальнейшем будут увеличиваться, в том числе в связи с развитием электронной торговли и сервисов доставки», — говорится в документе.

Лишь малая часть такого мусора утилизируется, в основном его отправляют на полигоны. Уже сейчас проблема с пластиком достаточно масштабна, отметили в РЭО. Например, в Тихом океане сформировался остров из такого мусора, его площадь, по экспертным оценкам, составляет от 680 тыс. до 1,65 млн кв. км.

Поэтому экологический оператор предлагает комплекс мер, которые помогут постепенно решать возникшую проблему — например, стимулировать торговлю и общепит отказываться от использования пластиковых бонусных и карт лояльности.

— Можно предположить, что если у одного россиянина пять скидочных карт, то у 10 млн человек их 50 млн, с учетом того, что вес одной штуки размером 86x54 мм составляет 5 г, то получается на руках — 250 млн кг пластика, — пояснил «Известиям» глава РЭО Денис Буцаев. — Фактически его невозможно переработать: карты состоят из поливинилхлорида (ПВХ), который принимают на утилизацию крайне маленькое число пунктов приема. Даже в теории они не могут справиться с таким объемом, поэтому в основном эти карты отправляются на полигоны.

По его словам, это предложение и другие инициативы концепции отправят на согласование в ведомства уже в апреле, пока документ обсуждают с бизнесом, например, на базе профильных ассоциаций.

«Известия» направили запросы в Минпромторг и Минприроды.

Постепенное движение

Переход на преимущественно виртуальные бонусные или платежные карты укладывается сегодня как в стратегию по сокращению отходов, так и соответствует другой цели — цифровизации экономики и промышленности, сказал «Известиям» председатель комитета «Деловой России» по переработке отходов и вторичным ресурсам Александр Кобенко.

— Но полный переход на «цифру» должен быть постепенным, так как этот процесс накладывает определенные издержки на бизнес. К тому же мы понимаем, что в нашей большой стране есть отдаленные населенные пункты, в которых такие технологи пока недоступны, там даже интернет работает с перебоями, — отметил он.

Полный отказ от пластиковых карт маловероятен в краткосрочной перспективе, считает председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Игорь Караваев. При этом, по его словам, оплата покупок через систему быстрых платежей (СБП) по QR-коду — перспективное быстрорастущее направление, особенно в крупных городах. Он добавил, что крупные ритейлеры давно ведут системную работу по сокращению использования пластика.

На практике уже есть такие примеры: так, компания Metro Cash & Carry отменила выдачу пластика еще в 2022 году. Во всех 93 торговых центрах ритейлера установлены боксы для сдачи любых карт на переработку.

— Клиенты открывают карту в мобильном приложении, пластиковые, оформленные ранее, также доступны, — добавили там.

«Сбер» поддерживает отказ клиентов от пластика и их замены на электронные аналоги, сообщили «Известиям» в банке. Еще в конце 2023 года кредитная организация запустила новую функцию: в мобильном приложении банка можно добавлять карты любых магазинов, они будут доступны при оплате телефоном со SberPay.

Потребители всё охотнее выбирают виртуальные платежные инструменты, отметил замдиректора департамента клиентских взаимоотношений ПСБ Андрей Рассадин. Это быстрее и проще: человек может за пару минут, не выходя из дома, выпустить карту в мобильном приложении и сразу ею воспользоваться, привязав к электронному кошельку.

— Снижение интереса клиентов к пластиковым бонусным картам также связано с активным развитием оплаты QR-кодами, которые сканируются при помощи камеры, связывая клиента непосредственно с программой лояльности конкретных продавцов или поставщиков услуг, — добавил эксперт.

В «Зените» уверены, что российский рынок — один из лидеров по бесконтактной оплате покупок. Благодаря Mir Pay и высокой доле смартфонов на Android у отечественных покупателей по-прежнему есть возможность совершать платежи без карт, несмотря на санкции.

Новикомбанк поддерживает уход бизнеса от чрезмерного использования пластика — это полностью соответствует принципам ESG, которые основаны на защите окружающей среды, заявил старший вице-президент кредитной организации Михаил Марин. На сегодняшний день электронные аналоги обладают полным функционалом привычных материальных карт, добавил он.

Источник: Известия

К списку публикаций
Читайте также
Наши партнёры