"По плану законодателей с 1 июля 2024 года должны были заработать дополнительные соглашения об изменении условий контракта и его расторжении. Но изменения перенесли на 1 января следующего года. Они избавят участников закупок от бумажной волокиты", - рассказали "РГ" в Контур.Закупки.
Помимо этого с единственным поставщиком можно будет заключить структурированный (цифровой) контракт. Правило должно заработать также с 1 января 2025 года. Норма будет действовать, если открытая конкурентная закупка пройдет безрезультатно, а заказчик решит заключить сделку с единственным поставщиком
Еще более заметным стало снижение закупок по N44-ФЗ. "За первый квартал 2024 года заказчики по N44-ФЗ уменьшили затраты более чем на 14 процентов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года - с 2,87 до 2,45 триллиона рублей", - отметил эксперт. В этом случае также уменьшилось и количество закупок - на 1,3 процента.
Такую тенденцию в целом можно считать позитивной - госзаказчики экономят бюджетные средства. Однако для экономики эффект неоднозначный, ведь сейчас именно бюджетные средства в качестве инвестиций зачастую стимулируют экономической рост.
У бизнеса есть претензии к системе госзакупок. По данным Федеральной антимонопольной службы (ФАС), в прошлом году поступило почти 54 тысячи жалоб от участников рынка госзакупок. "Из общего количества поступивших жалоб ФАС России рассмотрела по существу 45 908. В результате обоснованными (в том числе частично) признаны 19 503 жалобы (42,5 процента)", - отметили в ведомстве.
При этом снизилось количество плановых и внеплановых проверок, уточнили в ФАС. Это связано в том числе с внедрением риск-ориентированного подхода при назначении плановых проверок, добавили в ведомстве.
Также в 2023 году ФАС России рассмотрела более 30 тысяч обращений о включении информации об участниках закупок в реестр недобросовестных поставщиков (РНП). По итогам их рассмотрения принято 13,7 тысячи решений о включении информации в РНП (45 процентов от рассмотренных обращений). Основной причиной включения информации в реестр является одностороннее расторжение контракта, заметили в ФАС.Система госзакупок вызывает вопросы у ее участников и нуждается в преобразовании, считают эксперты. Одно из направлений реформы - систематизация и упрощение нормативной базы.
"На практике часто сталкиваемся со сложностями в применении правил национального режима", - отметила эксперт по вопросам правовой защиты бизнеса МГО "ОПОРЫ России", директор московского офиса CPO Group (ЦПО Групп) Лариса Науменко. Порой квалифицированные специалисты и проверяющие контролирующих органов допускают ошибки, в каких случаях нужно применять ограничения по допуску, по предоставлению ценового преимущества. Эти правоотношения регламентируются не менее чем 10 разными нормативными актами, дополняемыми законодателем в разное время.
Ситуацию осложняет то, что разбираться в хитросплетениях законодательства, регулирующего госзакупки, попросту некому. Подавляющее большинство заказчиков - небольшие учреждения, где попросту нет специалистов по госзакупкам, добавила она.
Лариса Науменко в качестве примера приводит курьезный случай - для обеспечения минимального необходимого количества специалистов один из заказчиков включил в закупочную комиссию уборщика. "Очевидно, что существующая система национального режима требует систематизации и упрощения, желательно внедрение автоматизированной системы, которая исключит большую часть ошибок", - поясняет она.
По ее мнению, также необходимо учесть, что в современных условиях действующая система работает порой не в пользу российских производителей. Например, малый и средний бизнес не всегда может себе финансово позволить включать всю свою номенклатуру в соответствующие реестры для участия в госзакупках. В результате он не может конкурировать с более крупными компаниями, которые сделали это.
Вместе с тем механизм госзакупок может стать эффективным инструментом для повышения потребления россиянами отечественной рыбной продукции. Такая задача вошла в число поручений президента России правительству, говорит исполнительный директор комитета "Деловой России" по рыбохозяйственному комплексу Станислав Аксенов.
"Для этого необходимо развитие государственных и муниципальных закупок при организации школьного питания с приоритетом отечественной рыбной продукции, а также расширение перечня рыбной продукции в нормировании питания сотрудников силовых ведомств. При этом акцент на продукцию глубокой переработки снизит риски потери вкуса и качества при обработке неразделенной рыбы на местах", - заключил эксперт.
Некоторые преобразования сферы госзакупок уже идут. Часть из них касается ужесточения контроля за проведением процедуры закупок, но есть и шаги по либерализации системы.
С декабря прошлого года было продлено действие антикризисных мер. В частности, поставщикам, работающим в госзакупках по N44-ФЗ, продлили право изменять существенные условия контракта. Но оно работает только, когда не зависящие от поставщика обстоятельства не позволяют исполнить контракт (ч. 65.1 ст. 112 N44-ФЗ). Поставщики могут договориться с госзаказчиками, если произошел форс-мажор и они могут его подтвердить.Возможность корректировать существенные условия госконтрактов продлили также для поставщиков лекарственных средств и для участников строительной отрасли, отмечает Василий Данильчик.
Кроме того, продлено право заказчиков не устанавливать обеспечение исполнения контракта и гарантийных обязательств. Это мера поддержки поставщиков, которые смогут сэкономить на выпуске независимой гарантии.
Упрощена процедура подачи жалоб для закрытых электронных процедур. Теперь поставщики могут подать жалобу в ФАС в электронном виде через Единую информационную систему (ЕИС). Ранее ее можно было подать только по конкурентным процедурам.
Также с 1 апреля 2024 года заказчики и поставщики заключают контракт в структурированном виде с помощью ЕИС. С осени прошлого года госзаказчики уже применяли эту норму, но только как право, с апреля же она стала обязанностью.
При этом у поставщиков появился новый риск при работе с цифровым контрактом - это невозможность изменить его условия на этапе подписания. Если ранее, например, на этапе подачи заявки в ней были допущены ошибки, то исправить их не получится, подчеркивает Василий Данильчик.
По некоторым направлениям произошло ужесточение правил. В 2023 году региональные власти получили право самостоятельно определять дополнительные случаи проведения закупок у единственного поставщика. Но ФАС совместно с Минфином России проанализировали реализацию права и увидели злоупотребление госзаказчиками: деньги расходовались неэффективно. В результате возможность проводить закупки у единственного поставщика федеральные власти оставили за собой, отмечают эксперты.
Также с марта этого года заказчики не смогут проводить ряд медицинских закупок у единственного поставщика. Утратили силу антикризисные положения, по которым можно было приобрести медизделия единственного производителя в РФ или в стране, которая не ввела антироссийские санкции, а также лекарства иностранных производителей, не имеющие аналога в нашей стране.
Источник: Российская газета