Вступить в организацию
Ru
En
Личный кабинет делоросса Дежурный по стране

Ущерб согласно прейскуранту

21 ноября 2023
Ущерб согласно прейскуранту

Минэкономики актуализировало оценку издержек бизнеса от госрегулирования

Белый дом продолжает донастраивать механизм оценки регулирующего воздействия (ОРВ). Так, Минэкономики актуализировало методику оценки стандартных издержек бизнеса, возникающих в связи с исполнением требований регулирования. Впервые в документе закрепляется порядок расчета издержек от простоя и не полученной в связи с ним прибыли. Кроме того, предполагается упростить проведение оценки за счет применения справочников с готовыми «историческими» данными о потерях компаний от действий чиновников. Эксперты положительно относятся к инициативе ведомства — она в том числе поможет усилить переговорные позиции бизнеса в диалоге с госорганами.

Минэкономики продолжает разработку документов для перестройки механизма ОРВ. В конце мая текущего года премьер-министр Михаил Мишустин подписал постановление правительства о введении финансового критерия для определения степени регулирующего воздействия проектов актов, содержащих обязательные требования (см. “Ъ” от 13 апреля). В октябре Минюст зарегистрировал приказ Минэкономики об утверждении методики ОРВ, состава и содержания сведений сводного отчета для проектов актов со средней и низкой степенью регулирующего воздействия, а также саму форму такого отчета (см. “Ъ” от 9 июня). Теперь министерство подготовило и разместило на regulation.gov.ru проект приказа с обновленной методикой оценки стандартных издержек компаний, вызванных исполнением требований регулирования, — действующая была утверждена еще в сентябре 2015 года.

В частности, обновлена классификация издержек и формулы для расчета, упрощен и сам процесс оценки — за счет применения справочников с готовыми данными.

Для адаптации ведомств к новым требованиям предусмотрен особый порядок вступления в силу проекта приказа — с 1 февраля 2024 года. Сами издержки разделены на несколько типов — информационные, содержательные, потери из-за простоя и недополученная в связи с этим прибыль, и альтернативные. Впервые документ закрепляет порядок расчета издержек простоя и неполученной прибыли и процедуру оценки альтернативных издержек (объем прибыли, который организация получила бы, если бы требование не было установлено). Пока предполагается, что выбор способа расчета останется за разработчиком — упрощенные процедуры и справочники с готовыми данными будут одним из вариантов. Справочник стандартных величин (основан на данных за разные периоды 2023 года) содержат несколько сегментов данных — в том числе, стандартные затраты рабочего времени на выполнение типовых операций, стоимость часа работы персонала в разрезе видов деятельности, нормативный срок службы отдельных видов оборудования и т.п. Предполагается, что справочник типовых оценок может применяться при расчете издержек соблюдения обязательных требований, если такие или схожие требования ранее вводились в других сферах регулирования. Справочники будут актуализироваться Минэкономики не реже раза в год.

По словам доцента Департамента политики и управления НИУ ВШЭ Даниила Цыганкова, без обновления методики не смогли бы с 1 февраля 2024 года заработать ни возможность оценки затрат бизнеса в регуляторных проектах, ни количественный фильтр для установления степеней регулирующего воздействия, ни новые правила ОРВ.

«Пусть методика и доработана для использования ведомствами, но бизнес-ассоциации, которые будут использовать этот методический подход для своих расчетов, смогут усилить свои переговорные позиции в диалоге с госорганами», — добавляет он.

«Методика является логичным продолжением совершенствования механизмов, которые уже были запущены в рамках реформы контрольно-надзорной деятельности. Существенные результаты данной реформы, тем не менее, требуют логичного продолжения ее донастройки», — говорит руководитель экспертного центра по уголовно-правовой политике и исполнению судебных актов «Деловой России» Екатерина Авдеева. По ее словам, теперь к оценке нагрузки на бизнес подойдут еще более комплексно и обоснованно с точки зрения затрат на избыточные формальные процедуры.

Отметим, что до сих пор ведомства зачастую отказывались описывать возможный ущерб от регулирования, ссылаясь на отсутствие данных для этого, — и введение справочников усложнит такое уклонение по мере нарастания у правительства обратной связи от отраслей экономики за счет цифровизации госуправления.

Источник: Коммерсантъ

К списку публикаций
Читайте также
Наши партнёры