Вступить в организацию
Ru
En
Личный кабинет делоросса Дежурный по стране

Вам посылка!

27 марта 2023
Запрет дистанционной продажи алкоголя могут отменить в этом году
Вам посылка!

В России будет запущен эксперимент по онлайнпродаже спиртного. Пока в него войдут лишь три региона, а купить дистанционно можно будет только российские вина, но бизнес стремится расширить рынок сбыта и ассортимент.

Такая возможность обсуждается уже много лет, но до сих пор находятся и сторонники, и противники инициативы.

Сейчас дистанционная розничная торговля алкогольной продукцией на территории РФ запрещена, но предложения узаконить этот процесс поступали не раз – и со стороны бизнеса, и со стороны правительства. Так, Минфин еще в 2021 году предлагал в экспериментальном порядке продавать российское вино через сайт "Почты России" на территории трех регионов – Москвы, Подмосковья и Мордовии. Сначала эксперимент планировали запустить с 1 января 2022го, впоследствии сроки перенесли на 1 ноября 2023 года.

Предполагается, что доставка будет производиться на следующий день после заказа. При получении посылки покупатель, как и в магазине, должен предъявить документ, подтверждающий его возраст. Участвовать в эксперименте смогут не все продавцы, а лишь те, кого включат в специальный перечень. Его составит Минсельхоз, а утвердит кабмин. Если эксперимент признают успешным, практику распространят на другие регионы.

О включении в эксперимент вина из других стран уже просила правительство Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК). Там считают, что онлайнпродажа исключительно российских вин создаст менее благоприятные условия для вин из других государств – членов союза.

Риски и сомнения Доля онлайнпродаж в портфеле ритейлеров продуктов питания стабильно увеличивается все последние годы, напоминает академический руководитель магистратуры "Менеджмент в ритейле" Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ Александр Лебедев. Эпидемиологические ограничения во время пандемии приучили широкие слои населения к практике онлайнзаказов и сыграли заметную роль в развитии электронной коммерции. Тренд на сокращение взаимодействия с традиционными магазинами прослеживался еще до пандемии, остался он актуальным и после того, как большинство ковидных ограничений в розничной торговле были сняты. Несмотря на очевидные удобства электронного взаимодействия покупателя и продавца, заказать онлайн можно любой ассортимент обычного супермаркета, кроме алкоголя.

Ритейлеры уже давно готовы доставлять разные типы продуктов и грузов. И на данный момент главной причиной отказа от онлайнторговли алкоголем является невозможность обеспечить 100процентную гарантию исключения возможных нарушений законодательства о его продаже, включая возрастные ограничения и требования к лицензированию. "Онлайнпродажи алкоголя предоставляют возможность заказывать напитки из дома или офиса, – отмечает Лебедев. – Это, вероятно, приведет к увеличению продаж и прибыли, поскольку покупатели смогут легко и удобно заказывать алкоголь в любое время суток". По мнению эксперта, также расширится локальный выбор напитков, так как большее число людей получат доступ к ассортименту федерального пула поставщиков. При этом есть обоснованный риск, что такая мера приведет к злоупотреблению алкоголем, особенно если у покупателей появится возможность заказывать напитки в больших количествах без необходимости личного взаимодействия с продавцом.

"Как только ритейлеры смогут гарантированно решить техническую невозможность попадания алкоголя к несовершеннолетним и некоторым другим категориям граждан через канал электронного взаимодействия, можно быть уверенными, что законодательные ограничения претерпят изменения", – убежден эксперт.

Снизить количество контрафакта Отрасли уже долгое время требуется легальный сервис онлайнторговли алкоголем, который бы успешно конкурировал с теневым бизнесом по всем параметрам – ассортименту, срокам и опциям доставки, считает ответственный секретарь подкомитета по продовольственной торговле "Деловой России" Станислав Богданов.

В ходе обсуждения на площадке "Деловой России" в феврале крупнейшие компании в сфере онлайн и офлайнторговли согласились, что инициатива должна вовлекать на первом этапе самых ответственных представителей различных категорий – онлайнритейлеров, маркетплейсы и других. Кроме того, они считают, что необходимо допустить к реализации все виды алкогольной продукции, представленной к розничной продаже, – это станет дополнительным подспорьем в борьбе с нелегальной онлайнторговлей.

И наконец, необходимы удобные, привычные и доступные способы реализации с помощью мобильных приложений. Таким образом, рынку дается хорошая возможность для выработки наиболее эффективной модели онлайнторговли алкоголем, отметил Богданов.

Илья Прокофьев, зампредседателя московской коллегии адвокатов "Центрюрсервис", сомневается в полезности инициативы, поскольку на данный момент неизвестно, как она будет реализована на практике. Говорить о том, что за счет онлайна увеличатся продажи алкоголя, не стоит, поскольку взаимосвязь здесь отсутствует, уверен он. В настоящий момент люди, желающие приобрести алкогольную продукцию, просто идут в ближайший магазин, а в случае появления возможности сделать это онлайн воспользуются ею, поэтому существенно ничего не изменится.

Риск увеличения количества контрафактной продукции есть, но он невелик, считает Прокофьев, поскольку онлайнпродажи будут также урегулированы с целью сведения к минимуму распространения поддельных напитков. "В настоящее время число контрафактного алкоголя и так довольно высоко, а продается он изпод полы и не в крупных сетевых магазинах, – говорит эксперт. – В связи с этим не исключено, что появление отрегулированной прозрачной онлайнсистемы продаж, наоборот, снизит число контрафактной продукции".

Новый канал продаж алкоголя принесет пользу бизнесу, так как позволит магазинам экономить на площадях, переведя часть продукции в онлайн, что благотворно скажется на экономических показателях.

Дважды проверенные В свою очередь, Ассоциация компаний интернетторговли (АКИТ) предлагает ввести продажу алкоголя через портал "Госуслуги". Инициатива о дистанционной продаже алкогольной продукции обсуждается уже больше восьми лет, рассказал президент АКИТ Артем Соколов. "Возможно, в те годы она действительно была нереализуема, поскольку цифровые технологии еще не были достаточно развиты. Однако существующие сейчас инструменты позволяют задействовать онлайнканал в полной мере в соответствии с действующим законодательством, а сам вопрос требует незамедлительного решения", – считает он.

По словам Соколова, за прошедшие годы значительно усилились позиции теневого бизнеса по онлайнпродаже алкоголя, сформированы сервисы с быстрой доставкой в приложениях, мессенджерах, социальных сетях, наращиваются объемы продаж спиртных напитков вне зависимости от их вида, крепости и страны происхождения. По оценкам экспертов, незаконный оборот алкоголя в Сети составляет уже порядка 30 млрд руб. в год. "Комплексное введение контролируемой государством дистанционной торговли алкоголем – единственно возможный способ борьбы с нелегальными продажами и замещение их легальными", – убежден президент АКИТ.

В Сети ежемесячно появляются сотни тысяч запросов на доставку алкоголя домой, и подавляющее большинство покупателей даже не осознают, что подобная торговля нелегальна. К тому же высок риск получить контрафактную или некачественную продукцию, часто опасную для жизни и здоровья. Даже в случаях, когда доставляется оригинальная продукция, люди остаются незащищенными, поскольку не получают чек, – ведь сделка изначально является незаконной. Таким образом, у россиян отсутствует возможность предъявить претензии к качеству товара, сервису продавца и иным условиям, предусмотренным потребительским законодательством.

При открытии контролируемой онлайнторговли спиртным отечественные производители получат второе дыхание – у них появится доступ к 70миллионной аудитории покупателей в интернете без привязки к географии.

Особенно это касается малых предприятий – виноделен, где производят в том числе эксклюзивные вина. Изза небольших объемов производства они не попадают на полки магазинов, да и традиционная розница всетаки имеет ограничения, в отличие от онлайнканала продаж.

Кроме того, власти смогут вести контроль за оборотом алкоголя в интернете, оцифровать объемы продаж, построить предикативную аналитику как по уровню потребления, так и по портрету покупателя и получать доходы в федеральный бюджет. Технологии шагнули далеко вперед, и сегодня не составляет труда исполнять все требования законодательства в этой части, отмечает Соколов. Покупатель формирует заказ в любое удобное для него время, однако сама возможность доставки в запрещенные часы и запрещенные места исключается: государственная система ЕГАИС блокирует продажи в неурочное время автоматически. То же самое относится и к механизму пресечения продаж несовершеннолетним.

АКИТ предлагает двухфакторную систему идентификации, когда возраст покупателя подтверждается дважды. Первый раз – при оформлении заказа через Единую систему идентификации и аутентификации (ЕСИА). Для этого интернетмагазинам, которые реализуют алкоголь, нужно будет провести интеграцию с порталом "Госуслуг" (большинство компаний уже реализовали эту возможность верификации). При передаче заказа клиент для подтверждения своей личности должен будет предъявить курьеру числовой или QRкод – ключ, который будет иметь ограниченное по времени действие и должен полностью совпадать с ключом курьера.

Контролируемая на государственном уровне онлайнпродажа алкоголя организована почти в ста странах мира, рассказал Артем Соколов. Например, во всем Евросоюзе, исключая только Польшу, в Великобритании, Японии, Китае, Израиле, Австралии, Бразилии и США. А также в государствах, где проводится жесткая целенаправленная антиалкогольная политика (Финляндия и Норвегия), и в ряде мусульманских стран, где употребление алкоголя не приветствуется, например, в Турции и Казахстане.

"Ни в одной стране онлайнторговля не стала основным каналом продаж алкоголя. Отсутствует и подтверждение фактов увеличения потребления и популяризации – они как раз там, где действуют жесткие запреты", – подчеркнул эксперт. Как показывает опыт, не имеет смысла ограничивать покупателей в выборе того или иного продукта, который разрешен в одном канале продаж, но запрещен в другом. Наоборот, это провоцирует спрос и является катализатором роста нелегального оборота. Согласно мировой статистике, через интернет продается в среднем около 4,4% винодельческой продукции, 2,6% крепкого алкоголя и 1,9% пивоваренной продукции – это и есть реальная доля онлайнпродаж по отношению к традиционным розничным продажам. Поэтому появление еще одного легального канала сбыта приведет к перераспределению рынка алкоголя, но никак не к увеличению потребления.

Источник: Профиль

К списку публикаций
Читайте также
Наши партнёры