Вы можете вернуться на старую версию сайта

Мы будем благодарны, если вы оставите обратную связь по новой версии сайта

Вступить в организацию
Ru
En
Дежурный по стране

Алексей Репик: «Качество диалога бизнеса с государством возросло — нас не только слушают, но и слышат»

08.11.2022
Интервью с Алексеем Репиком к 3-летию его председательства в «Деловой России»
Алексей Репик: «Качество диалога бизнеса с государством возросло — нас не только слушают, но и слышат»

– Что стало главным вызовом для Вас на посту председателя «Деловой России»?

 – Так сложилось, что моя работа в качестве председателя пришлась на непростой для предпринимателей период. Сначала пандемия COVID-19, которая перекраивала все процессы в отечественном и международном бизнесе на протяжении двух лет и до сих пор оказывает влияние на мировую и российскую экономику. Затем – санкции со стороны Запада. Однако любая турбулентность хороша тем, что открываются новые возможности, которые важно видеть.

Могу сказать, что в последние годы «Деловая Россия», которая и раньше вела конструктивный и продуктивный диалог с органами власти, стала еще более заметна в качестве представителя и защитника интересов отечественного инновационного бизнеса. Мы принимали активнейшее участие в выработке мер поддержки предпринимателей в пандемию, многие наши предложения были учтены при разработке политики государства в отношении бизнеса. Это и расширение перечня отраслей, пострадавших от коронавируса, и программы льготного кредитования, отсрочки по кредитам для компаний и граждан, увеличение авансирования госзакупок и множество других инициатив.

– Насколько спектр задач на этом посту отличается от того, что Вы делали, будучи президентом организации?

– Точно могу говорить, что работа председателя предполагает большую сосредоточенность именно на стратегических вопросах. В первую очередь, это важно с точки зрения взаимодействия с координационным советом, руководящим органом «Деловой России» – мы можем регулярно встречаться и рассматривать все важные с точки зрения организации вопросы, вырабатывать по ним согласованную позицию. А дальше – и это еще одна составляющая моей работы – я стараюсь доносить точку зрения делороссов до органов власти. Это и работа с Правительством, и с Администрацией Президента, и в рамках Государственного совета Российской Федерации. И так как мне не нужно отвлекаться на ряд организационных вопросов, результативность моей работы с органами власти возросла, что, я надеюсь, идет на пользу и «Деловой России», и всему российскому бизнесу.

– Изменилась ли тональность общения власти с бизнесом за последние годы? Что это означает?

– Мне кажется, что здесь все значительно изменилось. Власти страны пришли к осознанию того, что бизнес может внести существенный вклад в создание благополучного и обеспеченного общества. Поэтому сейчас я могу уверенно сказать, что качество диалога с государством возросло – нас не только слушают, но и слышат, то есть считают полноценным партнером в выработке социально-экономической политики. Это касается и мер поддержки бизнеса в текущей ситуации, и внедрения Регинвестстандарта, и других направлений взаимодействия бизнеса и власти.

Еще один вопрос, в котором происходит все большее сближение позиций власти и бизнеса, – понимание роли отдельного человека и граждан в целом в общем успехе. И госполитика, и стратегии развития бизнеса становятся все более человекоцентричными, исходят из того, что надо создавать для человека такую качественную и благоприятную среду, которая позволит ему наиболее полно реализовать свои таланты и способности, максимизировав полезный эффект как для конкретного бизнеса, так и для всей экономики и общества.

– Бизнес часто высказывает мнение, что все, что ему нужно от государства, – не мешать. Где мы сейчас находимся относительно вот этой точки «не мешать» и куда было бы разумно двигаться?

– «Деловая Россия» в последние годы участвовала в подготовке таких общегосударственных стратегических документов, как Общенациональный план действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения в экономике и Единый план по достижению национальных целей развития РФ на плановый период до 2024 года. И когда я говорю «организация участвовала», я имею в виду именно это – предприниматели заявляли о проблеме и предлагали решение, вместе мы эти решения прорабатывали, дополняли, синхронизировали позиции. Не просто транслировали эти инициативы туда, где они принимаются или отклоняются, но запускали диалог на разных уровнях, привлекали необходимые стороны, находили максимально эффективные пути, чтобы учесть интересы всех сторон.

В этом смысле хочется пока осторожно, но все же уже утверждать, что по многим вопросам государство и бизнес способны слышать друг друга и не просто «не мешать», но работать сообща. Хочется верить, что консенсус в понимании целей развития страны достижим. Предприниматели – это те люди, которые «горят». Они по своей природе созидатели, инициаторы, первопроходцы. Большую задачу бизнес-объединения я вижу не в том, чтобы этот «огонь» разжигать, а в том, чтобы подсветить им ключевые направления развития. Именно аккуратно подсветить – не спалить, не ослепить, не создать драматических рисков для общества и экономики, а поэтапно строить и развивать эту экономику.

– В каком направлении должна развиваться «Деловая Россия», что Вы считаете стратегическим приоритетом?

– В настоящее время пристальное внимание уделяется помощи субъектам малого и среднего предпринимательства. Безусловно, поддерживать такие компании необходимо, особенно на старте. Но при этом возникает серьёзный арбитраж – разница между субъектами МСП, которые действуют в рамках спецрежимов, и бизнесом, на который такие масштабные меры поддержки уже не распространяются. Это предприятия с выручкой от 2 млрд до 50 млрд руб., которых в России около 12 тыс. и на которых заняты примерно 7,5 млн граждан, – они составляют ядро нашей организации. Мы считаем одним из приоритетов обеспечение комфортных условий для работы таких среднекрупных компаний. Это не только будет способствовать их дальнейшему развитию, но также станет стимулом для МСП расширять свой бизнес и «примыкать» к их числу.

Компании «Деловой России» – передовые, не останавливающиеся в развитии, способны стать лидерами мировой экономики. Конкурентоспособность российского бизнеса на глобальном рынке остается еще одним стратегическим приоритетом «Деловой России». Конечно, внешние условия могут изменяться драматически. Но российский бизнес отличает гибкость. Это и плюс, и минус одновременно, потому что мы понимаем, что причины этой развитой гибкости не только в природе наших предпринимателей, но и в условиях их работы. В сегодняшних обстоятельствах особую важность приобретает стремление к технологическому суверенитету. И это тоже зона ответственности и приоритет работы бизнес-объединения как сообщества, которое объединяет сильнейших предпринимателей несырьевого сектора экономики.

– Что бы Вы сказали человеку, который только пришел в организацию, какое напутствие бы дали?

– «Деловая Россия» – это в первую очередь люди. Причем не просто набор людей, а сообщество, команда с общими ценностями. Нас объединяет стремление развивать бизнес, оставаясь при этом включенными в общественную повестку. То есть, к примеру, не просто расширять бизнес, но и развивать его социально ответственную составляющую. Не просто соблюдать законы, но формировать такую правовую и регуляторную среду, в которой будет комфортно и бизнесу, и потребителю, и государству. Поэтому новому человеку в нашей команде я бы сказал: «Ты среди своих». Быть частью команды – это и ответственность, и ресурс. И вот эту ответственность и этот ресурс можно и необходимо реализовать по максимуму.

– Что Вы считаете основным достижением международного трека «Деловой России»?

– Международное направление в «Деловой России» появилось в 2012 году. Запуск этого трека был вполне разумным и рациональным решением, потому что на тот момент у нас уже появились предприниматели, нуждавшиеся в налаживании связей за рубежом, заинтересованные в выходе на внешние рынки, в формировании стратегических альянсов с международными компаниями. И в то же время у нас практически не было внутренней компетенции в этом вопросе, за исключением каких-то персональных историй успеха руководителей «Деловой России». Перед нами стояла задача сделать эту работу системной.

И в качестве главного достижения я бы отметил создание организацией собственной развитой инфраструктуры поддержки экспорта и развития компаний на международных рынках. Мы проделали огромную работу, направленную на то, чтобы сформировать принципы поддержки предпринимателей здесь, в России, и помочь им выстроить B2B-взаимодействие в странах-партнерах. Деловые связи с партнерами за рубежом активно наращивались через бизнес-миссии. Помню, первая, в Японию, состоялась в уже в 2013 году, а впоследствии количество бизнес-миссий стало превышать более 100 ежегодно.

– Как часто бизнес-дипломатия выручала там, где пасовала традиционная?

– Выручала и выручает практически всегда. Потому что, несмотря на политическую нестабильность, необходимо сохранять каналы связи и поддерживать контакты. Бизнес, независимо от страны происхождения, говорит на одном языке – языке предпринимательской инициативы. Даже в самые тяжелые времена предприниматели поддерживают контакты с зарубежными коллегами и находят пути взаимодействия. Это взаимодействие сохраняется не только на уровне бизнеса, но и на уровне связей между предпринимательскими объединениями разных стран. Сейчас на уровне делороссов активизировались бизнес-миссии в Армению, Турцию, Объединенные Арабские Эмираты; запланированы миссии в Иран, Индию и многие другие страны. Резюмирую: в те моменты, когда традиционная дипломатия бессильна, бизнес-дипломатия способна находить новые возможности для взаимодействия и партнерства.

– Чем «Деловой России» полезны зарубежные партнеры?

– Партнерская сеть иностранных бизнес-объединений – ключевой инструмент «Деловой России» для выстраивания точечного B2B-взаимодействия. Это уникальная возможность «дотянуться» до конкретных предприятий, установить личный контакт и проговорить вопросы сотрудничества. Достаточно сказать, что зарубежные партнеры «Деловой России» объединяют более 10 миллионов компаний по всему миру, то есть, по сути, наша организация является частью глобального нетворкинга, внутри которого можно подобрать контрагентов, заявить о своей продукции, найти друзей и единомышленников.

«Деловая Россия» активно наращивала деловые связи с партнерами за рубежом начиная с 2013 года. В результате этой работы кратно возросло количество иностранных партнерских бизнес-объединений с 30 тогда до 240 в 2022 году. Работа не прекращалась даже в период пандемии, когда бизнес-миссии, переговоры, подписания соглашений перешли в онлайн-формат.

Значимым инструментом бизнес-дипломатии является работа бизнес-платформ – постоянно действующих диалоговых площадок, позволяющих в режиме реального времени обсуждать потенциал отраслевого взаимодействия, формировать перечень предложений по снятию барьеров в торгово-экономической и инвестиционной среде между предприятиями. Таких бизнес-платформ сегодня насчитывается более 10, включая их наличие в таких странах, как Китай, Индия, Иран и Турция.

– Насколько эффективным вы считаете институт бизнес-послов «Деловой России»?

– Бизнес-послы «Деловой России» с 2015 года ведут активную работу с конкретными зарубежными рынками. Представляя интересы бизнес-сообщества в другой стране, бизнес-посол соединяет в себе возможности продвижения интересов российских предпринимательских кругов на официальном и деловом уровне.

Это инструмент бизнес-дипломатии, имеющий ряд неоспоримых преимуществ в части продвижения внешнеэкономической повестки за рубежом. Бизнес-послы участвуют в межправительственных комиссиях, являются торговыми советниками РЭЦ. Как правило, это руководители компаний, которые прошли путь развития своей компании в конкретной стране, которые понимают барьеры, проблемы, имеют коммуникационную базу для работы с бизнесом, властью, являются локомотивом продвижения отечественного бизнеса на том или ином зарубежном рынке.

Только за 5 лет количество бизнес-послов «Деловой России» выросло в 10 раз – с 4 до 43 человек, охватив страны Азии, Европы, Северной Америки и Африки. Наши бизнес-дипломаты пришли на помощь своим коллегам по объединению и сейчас, когда необходимо заново выстраивать логистику и систему расчетов, осваивать новые рынки и искать новых партнеров.

К списку публикаций
Наши партнёры