Как российское общество относится к предпринимателям? Преодолен ли некий негативный оттенок в слове «коммерция», который, скажем прямо, на определённом этапе истории появился в нашей стране? Стал ли бизнес для граждан другом и партнёром? Чтобы найти ответ на эти вопросы, попробовать оценить уровень доверия общества российскому бизнесу, «Деловая Россия», Общественная палата России и Аналитический центр НАФИ провели специальное социологического исследования.
Современный бизнес – это далеко не только про оборот, выручку и другие финансовые показатели. Предприниматели несут огромную ответственность за трудовые коллективы, а временами и за целые населенные пункты и города, участвуют в реализации значимых для страны проектов, финансируют социальные, благотворительные и иные инициативы. И, что важно, проведенный нами опрос наглядно показывает, что общество это видит и ценит - у 82% респондентов словосочетание «российский бизнес» вызывает положительные ассоциации.
В своем исследовании мы постарались получить максимально широкую картину восприятия обществом российского бизнеса. Не только понять – доверяет или нет. А узнать и факторы формирования положительного отношения, оценить основную пользу бизнеса для общества, понять восприятие трансформации российского бизнеса в ретроспективе. Ну и, конечно, понять, хотят ли люди, чтобы их дети или внуки стали предпринимателями. Ведь это крайне показательный момент.
Особенностью опроса является зеркальная оценка уровня доверия бизнесу: как доверия бизнесу со стороны общества (через опрос населения, проведенный Аналитическим центром НАФИ), так и в части восприятия бизнесом уровня доверия к нему общества (через опрос предпринимателей – членов «Деловой России»). В целом результаты плюс-минус похожи. Но есть ряд интересных моментов, на которые предприниматели смотрят несколько по-другому.
Предприниматели консервативнее, чем граждане, в своей оценке уровень доверия общества к бизнесу. 57% ответов приходится либо на «очень доверяет», либо близко к этому. У граждан же – 63%. Это, наверное, ожидаемо, самокритичность в разумных пределах должна быть. Пессимистов же – тех, кто совсем не ощущает к себе доверия граждан – не оказалось вовсе. Это радует.
Примечательно, что и для граждан, и для предпринимателей ключевой фактор, влияющий на формирование положительного отношения общества к бизнесу, - высокое качество предоставляемых товаров и услуг. Но вот другие лидирующие факторы разнятся. Для граждан - производство на территории России и влияние товаров и услуг на повышение качества жизни населения. Бизнес же выделяет иные аспекты: забота компании о своих клиентах и забота о сотрудниках.
Представляется интересным, что наблюдается значительная разница в оценке факта реализации компанией социальных и благотворительных проектов. В отличие от предпринимателей для граждан данный фактор роста доверия не играет такую большую роль, что довольно удивительно.
И граждане, и бизнес едины в своей оценке того, что за минувшие 2 года отмечается рост количества новых товаров и услуг, производимых российскими компаниями, и, что важно, повышение их качества, а также увеличение непосредственно количества отечественных компаний. Отрадно, что факт производства товара в России является важным моментом при принятии гражданами решения о покупке. Особенно это относится к товарам народного потребления.
Интересной оказалась оценка пользы от деятельности российских компаний для общества. Ожидаемо, что главное и для граждан, и для бизнеса – предоставление рабочих мест. Дальнейшие же оценки разнятся. Бизнес склонен связывать свою основную общественную пользу в большей степени со своим непосредственным назначением: предоставление рабочих мест, развитием экономики, отчислением налогов и обеспечением товарами и услугами. Граждане же придают большее значение роли бизнеса в обеспечении импортозамещения, независимости российского рынка от зарубежных производителей.
Также мы задали респондентам вопрос о готовности рекомендовать предпринимательскую деятельность в качестве будущей карьеры своим детям и внукам. На мой взгляд, это наиболее наглядный показатель. Ведь можно сказать, что к бизнесу ты относишься хорошо. Но если при этом ты не хочешь, чтобы твои дети были бизнесменами, то возникает множество вопросов. Такую рекомендацию готовы дать 65% россиян. Среди предпринимателей процент еще выше – 74%. Это показывает, что уже выбравшие предпринимательскую деятельность люди как минимум утвердились в правильности данного пути. И это здорово!
Вице-президент, руководитель исполнительного комитета «Деловой России» Нонна Каграманян