Вступить в организацию
Ru
En
Личный кабинет делоросса Люди дела
подать заявку
Дежурный по стране

Екатерина Авдеева: Необходимо вернуть привязку штрафов и сумм ущерба к МРОТ

22.01.2025
Екатерина Авдеева: Необходимо вернуть привязку штрафов и сумм ущерба к МРОТ

Министерство юстиции РФ подготовило текст поправок в Уголовный Кодекс РФ, которые повышают размер штрафных санкций, что является следствием инфляции и ранее принятого повышения сумм порогового ущерба по экономическим статьям. Но, по мнению бизнеса, это паллиативные меры, и ситуацию с исчислением ущерба и штрафных санкций надо менять принципиально.

Повышение штрафов с учетом инфляции – объяснимая мера, тем более что ранее состоялось повышение пороговых сумм ущерба по экономическим статьям, и соответствует логике текущего экономического момента. Однако, такой реактивный подход к изменениям сумм ущерба и штрафов, приводит к избирательному изменению законодательства, когда по одним статьям они повышаются, а по другим остаются теми же, что и 20 лет назад. Выборочное повышение сумм ущерба приводит к тому, что одни составы идут в экономическом тренде, а другие искусственно криминализируются.

Это следствие перехода к фиксированным в абсолютных величинах суммам ущерба и штрафов (т.е. установления их размера непосредственно в Кодексах). Помимо прочего это вынуждает из-за инфляции сравнительно часто вносить поправки в УК, проделывая в принципе излишнюю работу. Представляется намного более разумным вернуться к существовавшем до 2003 года условным единицам для исчисления сумм ущерба и штрафов, снова привязав их к МРОТ.

Возьмём статью 159 УК РФ, прозванную среди предпринимателей «резиновой». Порог ущерба по ней был повышен по частям 5-7, которые довольно редко инкриминируют, тогда как по наиболее часто применяемым частям 3 и 4 пороговый ущерб не повышался уже 21 год – с 2003 года. К примеру, сумма особо крупного ущерба по ч. 4 ст. 159 УК РФ составляет на данный момент смешную по нынешним временам сумму в один миллион рублей. При том в 2003 году 1 млн. руб. составлял 416 МРОТ, то сейчас только 44 МРОТ. Это искусственное повышение общественной опасности того или иного деяния без соответствующей аргументации. И, что касается ч.3 и ч.4 ст. 159, то оно затрагивает далеко не только предпринимателей, но максимально широкого круга российских граждан.

После последних поправок в УК в России крупного и особо крупного ущерба между статьями 198 и 199 отличаются более чем в шесть раз, что по своей сути предполагает, что степень общественной опасности при криминальной неуплате налогов в случае ведении бизнеса путем оформления ИП в более, чем 6 раз выше? Это еще один яркий пример избирательного повышения сумм крупного и особо крупного ущерба, когда для ст. 199 УК РФ он повышался дважды за последние 6 лет, а для ст. 198 этого не происходило.

В странах СНГ только Россия и Азербайджан используют абсолютные величины при определении размера штрафов и порога ущерба. Остальные используют относительные величины, причем по всем составам. Это позволяет динамично и вовремя менять сумму крупного и особо крупного ущерба. Причем не выборочно, а сразу по всем статьям УК. При этом сейчас у нас среди стран СНГ МРОТ один из самых высоких, а пороговые ущербы по мошенничеству наоборот самые низкие. Если брать относительные величины, то у нас самый низкий порог суммы крупного ущерба, определяющий тяжесть данного деяния (мошенничества).

Избыточная криминализация за счет отсутствия своевременного изменения крупного и особо крупного размера особенно негативно сказывается на обеспечении защиты прав субъектов предпринимательской деятельности, так как большинство противоправных деяний в предпринимательской среде квалифицируются именно по ч. 3, 4 ст. 159 УК РФ.

Поэтому представляется правильным вернуться к существовавшей до 2003 года обозначению пороговых значений крупного и особо крупного ущерба, а также штрафных санкций в УК РФ не в абсолютном исчислении, а условных значениях. Например, введя понятие базовая величина. Это:

  • позволит избежать избирательного изменения законодательства

  • избавит от необходимости регулярного внесения поправок в Уголовный Кодекс и Кодекс административных правонарушений

  • сделает определение общественной опасности преступлений и репрессивные санкции более динамичными и справедливыми

  • снизит нагрузку на правоохранительные органы

Екатерина Авдеева, руководитель экспертного центра «Деловой России» по уголовно-правовой политике

Источник: Клерк.ру

К списку публикаций
Наши партнёры