Общественная организация “Деловая Россия” принимала активное участие в разработке основ законодательства о саморегулировании в строительстве.
2008-2009 годы – знаковые для системы саморегулирования в строительной отрасли: это годы ее появления и становления, формирования отраслевых Нацобъединений и первых команд, сделавших саморегулирование основой функционирования отрасли. О самых первых шагах и датах на этом пути рассказывает председатель Совета СРО Союза «МООСС», первый руководитель Аппарата НОСТРОЙ Михаил Викторовов, который не просто стоял у истоков, а формировал систему СРО своими руками:
– Михаил Юрьевич, 15 лет назад – 18 сентября 2008 года – Минюст России зарегистрировал некоммерческое партнерство (НП), которое через 4 месяца станет СРО №1 строительной отрасли – СРО НП «Межрегиональное объединение организаций специального строительства». По сути, эту дату можно считать стартом системы СРО. Прошло уже довольно много времени, но поскольку Вы стояли у истоков, было бы правильным вспомнить, кто и как закладывал основу саморегулирования в строительной отрасли?
– Официальное начало становления саморегулирования в России положил базовый закон №315-ФЗ «О саморегулировании», который был принят летом 2008 г., но в нашей отрасли работа началась загодя. Хочу здесь отметить серьезную роль Санкт-Петербурга и Ассоциации домостроителей, которую возглавлял Андрей Молчанов, вице-президентом был Максим Соколов (в последующем министр транспорта РФ), Вячеслав Заренков (Эталон-ЛенСпецСМУ) и Максим Шубарев (Сэтл групп)– членами Совета, а я – генеральным директором. И уже в 2005-2006 годах мы обсуждали принципы и подходы к системе саморегулирования. Помню, что в то время у меня вышла первая методическая статья в журнале Росстроя на эту тему. Вообще, мы тогда продвигали в Москве две темы – закон о долевом строительстве жилья (214-ФЗ) и тематику развития саморегулирования в строительстве.
В 2006 году для продвижения тематики СРО меня по предложению Андрея Молчанова и Вячеслава Заренкова назначили генеральным директором Российского Союза строителей. И на площадке РСС под руководством президента Виктора Забелина, вице-президента Григория Веретельникова, вице-президента Ларисы Бариновой, членов правления Ефима Басина и Анвара Шамузафарова началась разработка концепции системы СРО в строительстве. Мы положили в ее основу два тезиса: во-первых, отраслевой принцип формирования СРО, где подчеркивалась специализация компаний-членов СРО: дорожники, энергетики, связисты, лифтовики, подземные строители, атомщики. Во-вторых, региональный принцип формирования саморегулируемых организаций – он соответствовал тогдашней структуре Федерального лицензионного центра, где я также проработал несколько лет в начале 2000-х годов, – в регионе было только одно подразделение ФЛЦ. И вначале мы также предлагали такую систему: один субъект федерации – одна СРО.
Но в процессе дискуссии были приняты другие решения, и к региональному принципу формирования СРО вернулись только в 2017 году, когда фактически под руководством президента НОСТРОЙ Андрея Молчанова было введено региональное членство в СРО – так что он нашу идею все-таки воплотил в жизнь. К сожалению, во время этой реформы был потерян отраслевой принцип формирования СРО, но я считаю, что к этому вопросу следует вернуться в будущем.
– В 2006-2008 годах представители ФЛЦ сопротивлялись появлению системы саморегулирования очень жестко – я помню эти дискуссии на грани крика. Могло ли все быть иначе?
– Вы правы, сопротивление было очень серьезное. Должен сказать, что у государственного лицензирования был шанс сохраниться – об этом, может быть, не все знают, но Российский союз строителей в 2007 году очень интенсивно встречался с руководством ФЛЦ, и был возможен определенный законодательный компромисс, когда представители Российского союза строителей могли бы быть включены в состав лицензионных комиссий. Мы хотели, чтобы региональные Союзы строителей – члены РСС имели возможность влиять на решение лицензионных комиссии, на оценку компаний, которые получали гослицензию.
И если бы был введен такой механизм, может быть, идея саморегулирования не приобрела бы такой масштабный характер, когда государство полностью передало систему допуска на рынок профессиональному сообществу. Возможно, был бы компромисс, когда государство проводило бы эту работу вместе с отраслевыми объединениями и их региональными отделениями, но не договорились. И тогда Минрегион России и Росстрой приняли более резкое решение – полная замена лицензирования саморегулированием. В этой ситуации Российский союз строителей делал ставку на региональные союзы строителей, и я везде повторял, что наши союзы могут стать предтечей СРО, поскольку состав компаний-членов выверенный, а коллективный принцип подхода к работе отражал цели и задачи системы СРО.
В 2008 году, когда вышли все федеральные законы, которые запустили процесс создания НП – будущих СРО, Российский союз строителей стал методической школой, помогающей многим инициативным группам и союзам в создании первых НП. Иногда меня даже упрекали: зачем ты помогаешь всем? Конечно, можно было создать 5-10 СРО и попытаться монополизировать этот зарождающийся механизм. Но мы считали, что количество и качество созданных НП обеспечит стабильность этой системы. Поэтому мы сопровождали около 30 команд, которым помогали с уставами, требованиями, стандартами, протоколами. Время показало правильность такого подхода – ядро саморегулирования было сформировано, особенно в регионах.
Именно тогда по поручению президента РСС Виктора Забелина у меня состоялось несколько рабочих встреч с руководителем Спецстроя России генералом Николаем Аброськиным и будущим генеральным директором НП «МООСС» Николаем Куманяевым. Николаю Васильевичу мы передали все документы – проекты устава, положений, протоколов – для создания НП «МООСС». На самом деле, в это время параллельно шло создание нескольких НП, и было даже неважно, кто первым получил юридически статус через Минюст России – было важно, как будет предоставляться статус СРО, а с этим были некоторые проблемы.
– Да, между регистрацией первых НП и получением ими статуса СРО тогда прошло почти 4 месяца – помнится, тормозил процесс Минрегион России…
– Не тормозил – скорее, взвешивал решение. Многие, я уверен, уже забыли об очень значимом мероприятии осенью 2008 года, когда на территории Росстроя состоялась встреча министра регионального развития Виктора Басаргина и главы Росстроя Сергея Круглика с членами Российского союза строителей. Мы тогда очень тщательно готовились к этому мероприятию, попросили приехать на эту встречу всех ключевых руководителей региональных Союзов. Потому что все ждали выхода приказа Минрегиона России №274 – Ростехнадзор не наделял некоммерческие организации статусом СРО, поскольку не было документа, который определял бы, как и на какие виды работ СРО может выдавать допуски свои членам. И приказ Минрегиона России был тем самым спусковым крючком, который мог позволить регистрировать первые СРО
На совещании у Виктора Басаргина собралось около 120 человек – руководство Спецстроя России, президент РСС Виктор Забелин, руководители региональных союзов, строители. И Виктор Басаргин очень внимательно выслушал мнение представителей около 20 регионов. Итогом этого совещания было решение министра: саморегулированию быть! Через несколько дней приказ №274 был подписан, и появилось юридическое обоснование для получения статуса СРО.
Вот тогда и были поданы первые заявления в Ростехнадзор – и процесс пошел! 13 января 2009 года под №1 была зарегистрирована СРО НП «МООСС». И здесь я не могу не вспомнить наших коллег, которые принимали участие в формировании системы саморегулирования в строительной отрасли уже на площадке Ростехнадзора: это руководитель управления государственного строительного надзора Александр Горлов, его заместитель Михаил Луняков, руководитель отдела Валерий Ревинский. От этой команды напрямую зависел запуск системы СРО. Мы тогда очень много общались, объясняли, как именно будет функционировать система СРО, на какие законы она будет опираться.
У нас за спиной был Комитет Государственной Думы по строительству во главе с Мартином Шаккумом, который внес ключевой вклад в формирование системы СРО. Было время, что в какой-то момент после регистрации первых двух СРО – СРО «МООСС» и СРО «МОС», которое мы создавали вместе с Ефимом Басиным, будущим первым президентом НОСТРОЙ – процесс регистрации СРО забуксовал. Может быть, я раскрою какие-то секреты, но, чтобы стронуть «машину» с места, мы подготовили письмо за подписью Мартина Шаккума и проталкивали регистрацию первых 10-20 СРО, чтобы система саморегулирования начала складываться по всей стране. И это письмо очень помогло.
– А ведь были и другие развилки на этом пути – вся система могла бы быть совсем другой….
– Должен отметить, что контуры системы СРО в строительстве рождались в споре между двумя комитетами Госдумы – Комитетом по собственности и Комитетом по строительству. И тут обязательно нужно вспомнить автора закона «О саморегулировании», председателя Комитета по собственности, Виктора Плескачевского, интеллектуала, много лет продвигавшего и пробившего эту тему в России. Он настаивал, что система саморегулирования должна быть универсальной для всех отраслей – от адвокатов до строителей, и основываться на ответственности физических лиц, а не компаний. Но мы всегда говорили, что стройка должна иметь свой подход, и мы этот подход защитили – благодаря Мартину Шаккуму.
Я назвал только ключевые фигуры, которые были родоначальниками системы СРО. Но, на самом деле, людей, которые двигали эту систему, гораздо больше – кто-то был на виду, а кто-то просто ежедневно работал, готовил документы. Отдельно хочу подчеркнуть роль Ларисы Бариновой, Кирилла Холопика и ту первую команду НОСТРОя, которую мы подбирали, как ожерелье высококлассных специалистов: Леонида Бандорина, Юлию Еремину, Ларису Поршневу, Ольгу Овсову, Надежду Прокопьеву,Прасковью Петрову, Ольгу Костецкую,Германа Хасханова и другие талантливые и интересные специалисты. С этой командой мы делали первые шаги. Многие из них серьезно профессионально выросли и школа НОСТРОЙ стала хорошей стартовой основой.
И очень важна была на первом этапе позиция регионов. Я до сих пор помню мои поездки по стране в те годы и горящие глаза моих коллег, которые получили новый инструмент, увидели поддержку и смогли быстро сформировать свои региональные команды СРО. Эти люди – до сих пор лидеры системы саморегулирования: действующий президент НОСТРОЙ Антон Глушков, действующий президент НОПРИЗ Анвар Шамузафаров, Любовь Аристова, Виктор Опекунов, Инна Матюнина, Азарий Лапидус, Максим Федорченко, Сергей Кононыхин, Ирина Кузеванова, Алексей Белоусов, Антон Мороз, Никита Загускин, Иван Дьяков, Александр Халимовский, Али Шахбанов и десятки руководителей и друзей в различных регионах России. Это люди, на которых я опирался как руководитель аппарата НОСТРОЙ, и каждый из них может рассказать о своем опыте работы в те первые годы создания системы СРО. Мне бы очень хотелось, чтобы сейчас, когда для СРО и НОСТРОЙ начинается юбилейный год – 15-летие со дня создания, пригласить коллег поделиться мнениями и оценками о тех очень интересных и знаковых для всех нас годах. Ведь мы были первыми!