Обострение конкуренции, снижение маржи и «госсезонность» заставляют российских разработчиков и производителей электроники искать новые бизнес-модели. Одна из них — создание платформ.
Термин «российская радиоэлектроника» стремительно ворвался в наш лексикон. «Российский сервер», «российский планшет», «российская базовая станция» — этого либо не было, либо использовалось в незначительных объемах в организациях с особыми требованиями к безопасности данных. Несмотря на принятие в 2007 году Стратегии развития электронной промышленности РФ до 2025 года, российские производители до 2014-го продолжали занимать на родном рынке маргинальные позиции.
Санкции 2014 года оказались чувствительными для технологичных отраслей и заставили власти задуматься о более глубокой поддержке российской электронной промышленности. Хорошо скоординированные действия государства, банков и частного бизнеса позволили к концу 2022 года не только резко нарастить производство серверов, систем хранения данных (СХД) и клиентских устройств, разработанных и произведенных в России, но и продвинуться в создании ключевых элементов компонентной базы (память, различные микросхемы и пр.) и вплотную подойти к физическому производству чипов, пусть пока и на «толстых» техпроцессах. Для этого, помимо беспрецедентного для отрасли вливания «дешевых» (даже на уровне ставок 2022 года) денег и введения налоговых льгот, государству пришлось создать регулируемый рынок, то есть обязать сегменты b2b и b2g полностью или частично покупать только российское «железо».
Такие меры ожидаемо привели к резкому росту числа производителей российской электроники. Как полного цикла, с собственной линией разработки, сотнями инженеров и полноценными заводами, укомплектованными современным высокопроизводительным оборудованием («КНС групп», ICL, «Аквариус», Kraftway и др.), так и дизайн-центров со своим небольшим производством или в чистом виде fabless, пользующихся российским контрактным производством. Обострилась конкуренция. На небольших торгах регулируемого рынка уже в конце 2023 года можно было наблюдать битву между десятью и более российскими участниками. В крупных аукционах с миллиардными закупками участвуют не менее трех отечественных игроков. Результат — резкое падение маржи, как следствие — падение прибыли и инвестиций в собственный продукт и производство.
Санкции 2014 года оказались чувствительными для технологичных отраслей и заставили власти задуматься о более глубокой поддержке российской электронной промышленности.
При этом с точки зрения управления издержками бизнес-модель «дизайн-центр + контрактное производство» гибче по сравнению с предприятиями полного цикла. Особенно с учетом того, что, каким бы привлекательным ни был регулируемый рынок, его основной порок — сезонность. До 70% годового спроса приходится на четвертый квартал. Дизайн-центру не нужно содержать производство в периоды простоя, а контрактный производитель строит свой бизнес на производстве (сборке) чего угодно электронного, и не обязательно для продажи на регулируемом рынке.
Последствия такого тренда на фоне сверхвысоких банковских ставок предсказать нетрудно: слияния и поглощения сильными игроками более слабых, переход проблемных участников рынка под управление банков. Такая же судьба может ожидать крупнейших поставщиков комплектующих и крупнейших дистрибьюторов, находящихся в радиоэлектронной «пищевой цепочке».
Не просматривается идея, которая позволит одновременно обойти конкуренцию (если только не появится какой-то мегапродукт), понизить стоимость денег и преодолеть сезонность регулируемого рынка. Вроде бы напрашивается идея покорить розницу, где нет ярко выраженной сезонности, требуется стабильное массовое производство и диверсифицирован спрос. Но в рознице приходится конкурировать с иностранными производителями, а также с изделиями заказной сборки. В первом случае ценовое преимущество обеспечивают соответствующий масштаб производства и цена денег на местном рынке, во втором — относительная дешевизна и гибкость российского (или иностранного) контрактного аутсорсинга.
Все это означает, что для крупных вертикально интегрированных производителей с учетом их жизнеспособности, компетенций в разработке, организации производства, сервиса и эффективного построения каналов продаж в b2b- и b2g-сегментах рынка пришло время переходить к иной бизнес-модели. Например, к платформенной, которая, в отличие от горизонтальной или вертикальной интеграции, решает те же задачи, но на основе технологии, а не собственности (хотя одно другому не мешает).
«Аквариус», продолжая позиционировать себя как старейшего и одного из крупнейших вендоров отечественной радиоэлектроники, шаг за шагом подходит к этой модели бизнеса. «Аэродиск», входящее в группу самостоятельное юридическое лицо, разрабатывает СХД на базе стандартных серверов «Аквариус», инженеры R&D-центра и производства «Аквариуса» доводят изделие до товарного образца, и затем «Аэродиск» использует тверской завод «Аквариуса» как контрактного производителя. Затем «Аэродиск» использует каналы продаж «Аквариуса» — за два года выручка в сегменте СХД увеличилась в несколько раз (речь идет о миллиардах рублей).
Один из гиперскейлеров, специализирующийся в том числе на медицинских технологиях, заказал на тверском заводе «Аквариус» несколько сотен тысяч медизделий.
Для крупных вертикально интегрированных производителей с учетом их жизнеспособности, компетенций в разработке, организации производства, сервиса и эффективного построения каналов продаж в b2b- и b2g-сегментах рынка пришло время переходить к иной бизнес-модели.
Совместному предприятию, созданному «Аквариусом» и одним из телеком-операторов, «Аквариус» оказывает услуги по разработке конструкторской документации для российской базовой станции с использованием стандартных серверов «Аквариус», разрабатывает ряд новых для себя электронных модулей, организует закупку и логистику комплектующих. Для этого СП контрактное производство осуществляет шуйский завод «Аквариуса».
В отрасли есть и другие, пока немногочисленные, примеры. Крупнейшие производители промышленного ПО, такие как «Астра» или Infotecs, создают совместно с производителями «железа» решения для отдельных информационных задач — сервера для работы с базами данных, сервера виртуализации, кибербезопасности. Есть пример, когда два заметных конкурента на рынке серверов используют для производства готовых изделий производственную площадку одного из них.
Таким образом, крупнейшие предприятия отрасли, чтобы продолжать развиваться и успешно конкурировать на рынке радиоэлектроники, могут попробовать двигаться от состояния inhouse к «расширенной семье», экосистеме с создателями специализированного ПО и далее к платформенной бизнес-модели, открыв доступ к R&D, производству и каналам продаж внешним заказчикам. Это касается даже не классических радиоэлектронных изделий, а в большей степени электронных устройств для медицины и домашнего хозяйства, электронных узлов для банкоматов, автомобилей и другой техники, беспилотных аппаратов и так далее. Речь в данном случае идет не только об изделиях для регулируемого рынка, а об электронике в целом. Все устройства, где используется печатная плата, на которую монтируются различные компоненты, пластиковые и металлические корпуса, могут быть разработаны, испытаны и произведены в любых объемах на существующих российских заводах.
Важно не только не потерять собственный бренд и его место на рынке, но также обеспечить защиту технологий и разработок внешних заказчиков, гарантировать им требуемое качество и сервисное обслуживание, расширить рынок.
Безусловно, такая бизнес-модель потребует существенной организационной перестройки. R&D, производство и продажи должны будут выбирать наиболее эффективные предложения между внешними и внутренними заказчиками. Важно не только не потерять собственный бренд и его место на рынке, но также обеспечить защиту технологий и разработок внешних заказчиков, гарантировать им требуемое качество и сервисное обслуживание, расширить рынок. При этом такая бизнес-модель сможет обеспечить широкое внедрение инноваций, тиражирование R&D-компетенций в «соседние» отрасли, преимущества аутсорсинга, более равномерную загрузку производства, а также кастомизацию продукции.
Представляется, что накопление опыта разных сегментов электронного рынка ускорит процессы стандартизации и унификации компонентной базы, в чем сильно заинтересована российская микроэлектронная промышленность.
Член генерального совета «Деловой России», первый вице-президент ГК «Аквариус» Дмитрий Титов
Источник: Стимул