Вступить в организацию
Ru
En
Личный кабинет делоросса Люди дела
подать заявку
Дежурный по стране

От прямой конкуренции — к экосистеме

21.05.2025
От прямой конкуренции — к экосистеме

Обострение конкуренции, снижение маржи и «госсезонность» заставляют российских разработчиков и производителей электроники искать новые бизнес-модели. Одна из них — создание платформ.

Термин «российская радиоэлектроника» стремительно ворвался в наш лексикон. «Российский сервер», «российский планшет», «российская базовая станция» — этого либо не было, либо использовалось в незначительных объемах в организациях с особыми требованиями к безопасности данных. Несмотря на принятие в 2007 году Стратегии развития электронной промышленности РФ до 2025 года, российские производители до 2014-го продолжали занимать на родном рынке маргинальные позиции.

Санкции 2014 года оказались чувствительными для технологичных отраслей и заставили власти задуматься о более глубокой поддержке российской электронной промышленности. Хорошо скоординированные действия государства, банков и частного бизнеса позволили к концу 2022 года не только резко нарастить производство серверов, систем хранения данных (СХД) и клиентских устройств, разработанных и произведенных в России, но и продвинуться в создании ключевых элементов компонентной базы (память, различные микросхемы и пр.) и вплотную подойти к физическому производству чипов, пусть пока и на «толстых» техпроцессах. Для этого, помимо беспрецедентного для отрасли вливания «дешевых» (даже на уровне ставок 2022 года) денег и введения налоговых льгот, государству пришлось создать регулируемый рынок, то есть обязать сегменты b2b и b2g полностью или частично покупать только российское «железо».

Падение маржи и инвестиций

Такие меры ожидаемо привели к резкому росту числа производителей российской электроники. Как полного цикла, с собственной линией разработки, сотнями инженеров и полноценными заводами, укомплектованными современным высокопроизводительным оборудованием («КНС групп», ICL, «Аквариус», Kraftway и др.), так и дизайн-центров со своим небольшим производством или в чистом виде fabless, пользующихся российским контрактным производством. Обострилась конкуренция. На небольших торгах регулируемого рынка уже в конце 2023 года можно было наблюдать битву между десятью и более российскими участниками. В крупных аукционах с миллиардными закупками участвуют не менее трех отечественных игроков. Результат — резкое падение маржи, как следствие — падение прибыли и инвестиций в собственный продукт и производство.

Санкции 2014 года оказались чувствительными для технологичных отраслей и заставили власти задуматься о более глубокой поддержке российской электронной промышленности.

При этом с точки зрения управления издержками бизнес-модель «дизайн-центр + контрактное производство» гибче по сравнению с предприятиями полного цикла. Особенно с учетом того, что, каким бы привлекательным ни был регулируемый рынок, его основной порок — сезонность. До 70% годового спроса приходится на четвертый квартал. Дизайн-центру не нужно содержать производство в периоды простоя, а контрактный производитель строит свой бизнес на производстве (сборке) чего угодно электронного, и не обязательно для продажи на регулируемом рынке.

Последствия такого тренда на фоне сверхвысоких банковских ставок предсказать нетрудно: слияния и поглощения сильными игроками более слабых, переход проблемных участников рынка под управление банков. Такая же судьба может ожидать крупнейших поставщиков комплектующих и крупнейших дистрибьюторов, находящихся в радиоэлектронной «пищевой цепочке».

Не просматривается идея, которая позволит одновременно обойти конкуренцию (если только не появится какой-то мегапродукт), понизить стоимость денег и преодолеть сезонность регулируемого рынка. Вроде бы напрашивается идея покорить розницу, где нет ярко выраженной сезонности, требуется стабильное массовое производство и диверсифицирован спрос. Но в рознице приходится конкурировать с иностранными производителями, а также с изделиями заказной сборки. В первом случае ценовое преимущество обеспечивают соответствующий масштаб производства и цена денег на местном рынке, во втором — относительная дешевизна и гибкость российского (или иностранного) контрактного аутсорсинга.

Платформа vs вертикальная интеграция

Все это означает, что для крупных вертикально интегрированных производителей с учетом их жизнеспособности, компетенций в разработке, организации производства, сервиса и эффективного построения каналов продаж в b2b- и b2g-сегментах рынка пришло время переходить к иной бизнес-модели. Например, к платформенной, которая, в отличие от горизонтальной или вертикальной интеграции, решает те же задачи, но на основе технологии, а не собственности (хотя одно другому не мешает).

«Аквариус», продолжая позиционировать себя как старейшего и одного из крупнейших вендоров отечественной радиоэлектроники, шаг за шагом подходит к этой модели бизнеса. «Аэродиск», входящее в группу самостоятельное юридическое лицо, разрабатывает СХД на базе стандартных серверов «Аквариус», инженеры R&D-центра и производства «Аквариуса» доводят изделие до товарного образца, и затем «Аэродиск» использует тверской завод «Аквариуса» как контрактного производителя. Затем «Аэродиск» использует каналы продаж «Аквариуса» — за два года выручка в сегменте СХД увеличилась в несколько раз (речь идет о миллиардах рублей).

Один из гиперскейлеров, специализирующийся в том числе на медицинских технологиях, заказал на тверском заводе «Аквариус» несколько сотен тысяч медизделий.

Для крупных вертикально интегрированных производителей с учетом их жизнеспособности, компетенций в разработке, организации производства, сервиса и эффективного построения каналов продаж в b2b- и b2g-сегментах рынка пришло время переходить к иной бизнес-модели.

Совместному предприятию, созданному «Аквариусом» и одним из телеком-операторов, «Аквариус» оказывает услуги по разработке конструкторской документации для российской базовой станции с использованием стандартных серверов «Аквариус», разрабатывает ряд новых для себя электронных модулей, организует закупку и логистику комплектующих. Для этого СП контрактное производство осуществляет шуйский завод «Аквариуса».

В отрасли есть и другие, пока немногочисленные, примеры. Крупнейшие производители промышленного ПО, такие как «Астра» или Infotecs, создают совместно с производителями «железа» решения для отдельных информационных задач — сервера для работы с базами данных, сервера виртуализации, кибербезопасности. Есть пример, когда два заметных конкурента на рынке серверов используют для производства готовых изделий производственную площадку одного из них.

К «расширенной семье»

Таким образом, крупнейшие предприятия отрасли, чтобы продолжать развиваться и успешно конкурировать на рынке радиоэлектроники, могут попробовать двигаться от состояния inhouse к «расширенной семье», экосистеме с создателями специализированного ПО и далее к платформенной бизнес-модели, открыв доступ к R&D, производству и каналам продаж внешним заказчикам. Это касается даже не классических радиоэлектронных изделий, а в большей степени электронных устройств для медицины и домашнего хозяйства, электронных узлов для банкоматов, автомобилей и другой техники, беспилотных аппаратов и так далее. Речь в данном случае идет не только об изделиях для регулируемого рынка, а об электронике в целом. Все устройства, где используется печатная плата, на которую монтируются различные компоненты, пластиковые и металлические корпуса, могут быть разработаны, испытаны и произведены в любых объемах на существующих российских заводах.

Важно не только не потерять собственный бренд и его место на рынке, но также обеспечить защиту технологий и разработок внешних заказчиков, гарантировать им требуемое качество и сервисное обслуживание, расширить рынок.

Безусловно, такая бизнес-модель потребует существенной организационной перестройки. R&D, производство и продажи должны будут выбирать наиболее эффективные предложения между внешними и внутренними заказчиками. Важно не только не потерять собственный бренд и его место на рынке, но также обеспечить защиту технологий и разработок внешних заказчиков, гарантировать им требуемое качество и сервисное обслуживание, расширить рынок. При этом такая бизнес-модель сможет обеспечить широкое внедрение инноваций, тиражирование R&D-компетенций в «соседние» отрасли, преимущества аутсорсинга, более равномерную загрузку производства, а также кастомизацию продукции.

Представляется, что накопление опыта разных сегментов электронного рынка ускорит процессы стандартизации и унификации компонентной базы, в чем сильно заинтересована российская микроэлектронная промышленность.

Член генерального совета «Деловой России», первый вице-президент ГК «Аквариус» Дмитрий Титов

Источник: Стимул

К списку публикаций
Наши партнёры