Вступить в организацию
Ru
En
Личный кабинет делоросса Люди дела
подать заявку
Дежурный по стране

Развитие публичного рынка капитала как мера поддержки экономики

17.04.2024
Развитие публичного рынка капитала как мера поддержки экономики

Локальные механизмы финансирования – хорошее подспорье для развития и поддержки компаний, а также важных для экономики страны частных проектов на всех стадиях их жизненного цикла. В числе таких инструментов Правительство рассматривает публичный рынок капитала. Выход на биржу открывает для бизнеса доступ к новому источнику капитала и позволяет привлечь деньги на более выгодных, чем у частных компаний условиях. А непосредственно статус публичности также облегчает получение традиционных кредитных ресурсов.

По разным оценкам сейчас в той или иной степени выйти в публичное пространство готовы порядка 10 тыс. отечественных компаний. А это значит, что тысячи проектов, предприятий могут привлечь необходимое финансирование. Однако емкость рынка классических IPO недостаточна для этого. В год фондовые площадки страны готовы провести не более 30 дебютных размещений. В планах на 2024 год, например, выход 15-20 компаний.

При этом власти намерены увеличить капитализацию фондового рынка минимум в два раза к 2030 году. Обеспечить такие темпы как раз и позволит рост первичных размещений.

В качестве стимулов Правительство решило ускорить запуск особого режима IPO для высокотехнологичных компаний в приоритетных отраслях. Он предполагает:

  • Льготы по налогу на прибыль организаций для компаний, выходящих на IPO;

  • Учёт расходов на IPO/SPO с повышающим коэффициентом на аудит, оценку, организацию размещения, листинг, андеррайтинг при определении налога на прибыль;

  • Льготы по уплате НДФЛ для физических лиц, приобретающих акции таких компаний при первичном размещении на бирже, а также при размещении на инвестиционных платформах;

  • Освобождение от НДФЛ дивидендов по акциям компаний, учитываемым на ИИС-3.

Кроме того, власти обсуждают механизмы либерализации требований к институциональным инвесторам по участию в первичном размещении акций. В частности, предусматривается, что негосударственные пенсионные фонды смогут покупать акции эмитента, если их совокупная стоимость при размещении на организованных торгах не менее 3 млрд рублей (сейчас такой порог равен 50 млрд рублей).

Быстрое развитие рынка капитала и обеспечение выхода на него как можно бОльшего количества компаний отвечает интересам всех участников: государства, инвесторов и инфраструктуры рынка.

Публичность – один из инструментов по «обелению» компаний, что выгодно государству. Эмитенты, то есть участники публичного рынка капиталов, обязаны проводить регулярные аудиторские проверки, а значит, их финансовая деятельность более прозрачна. Такая «санация» рынка позволит существенно нарастить налогооблагаемую базу. При этом основным механизмом увеличения количества компаний-эмитентов может быть настройка и либерализация нормативно-правовых актов, а также введение мотивационных программ для всех государственных структур, которые имеют прямое отношение к публичному рынку капиталов. Важно отметить, что расширение дебютантов на фондовом рынке не требует дополнительных бюджетных расходов в данном случае предусматривать не нужно.

Инвесторы, в случае быстрого появления на рынке дополнительных эмитентов и инвестиционных инструментов получают возможность диверсификации инвестиционного портфеля и его сбалансирование с учетом инвестиционного профиля. С учетом ограниченного финансового контура для розничных и институциональных инвесторов, потенциальный платежеспособный спрос с их стороны позволяет кратно увеличить количество эмитентов на публичном рынке капитала без государственной поддержки.

Однако инфраструктура публичного рыка капитала, несмотря на достаточные изменения, произошедшие за последние два года, не в полной мере раскрыла весь потенциал фондовых площадок РФ и является «узким местом» из-за:

  • неготовности многих участников быстро перестраивать внутренние бизнес-процессы;

  • устаревших формальных и неформальных требований к эмитентам;

  • крайне долгому комплексному формальному взаимодействию эмитентов-дебютантов с регулятором и организатором торгов.

Обозначенные вопросы обсуждаются на разных уровнях, и мы уже сейчас видим определенные позитивные движения, однако ускорение всестороннего развития публичных рынков капитала и кратное количество эмитентов позволит не только решить обозначенные выше вопросы, но и является необходимым элементом обеспечения финансового суверенитета Российской Федерации.

Член генерального совета «Деловой России», руководитель подкомитета по публичным рынкам капитала Алексей Лазутин

 

 


К списку публикаций
Наши партнёры