Локальные механизмы финансирования – хорошее подспорье для развития и поддержки компаний, а также важных для экономики страны частных проектов на всех стадиях их жизненного цикла. В числе таких инструментов Правительство рассматривает публичный рынок капитала. Выход на биржу открывает для бизнеса доступ к новому источнику капитала и позволяет привлечь деньги на более выгодных, чем у частных компаний условиях. А непосредственно статус публичности также облегчает получение традиционных кредитных ресурсов.
По разным оценкам сейчас в той или иной степени выйти в публичное пространство готовы порядка 10 тыс. отечественных компаний. А это значит, что тысячи проектов, предприятий могут привлечь необходимое финансирование. Однако емкость рынка классических IPO недостаточна для этого. В год фондовые площадки страны готовы провести не более 30 дебютных размещений. В планах на 2024 год, например, выход 15-20 компаний.
При этом власти намерены увеличить капитализацию фондового рынка минимум в два раза к 2030 году. Обеспечить такие темпы как раз и позволит рост первичных размещений.
В качестве стимулов Правительство решило ускорить запуск особого режима IPO для высокотехнологичных компаний в приоритетных отраслях. Он предполагает:
Льготы по налогу на прибыль организаций для компаний, выходящих на IPO;
Учёт расходов на IPO/SPO с повышающим коэффициентом на аудит, оценку, организацию размещения, листинг, андеррайтинг при определении налога на прибыль;
Льготы по уплате НДФЛ для физических лиц, приобретающих акции таких компаний при первичном размещении на бирже, а также при размещении на инвестиционных платформах;
Освобождение от НДФЛ дивидендов по акциям компаний, учитываемым на ИИС-3.
Кроме того, власти обсуждают механизмы либерализации требований к институциональным инвесторам по участию в первичном размещении акций. В частности, предусматривается, что негосударственные пенсионные фонды смогут покупать акции эмитента, если их совокупная стоимость при размещении на организованных торгах не менее 3 млрд рублей (сейчас такой порог равен 50 млрд рублей).
Быстрое развитие рынка капитала и обеспечение выхода на него как можно бОльшего количества компаний отвечает интересам всех участников: государства, инвесторов и инфраструктуры рынка.
Публичность – один из инструментов по «обелению» компаний, что выгодно государству. Эмитенты, то есть участники публичного рынка капиталов, обязаны проводить регулярные аудиторские проверки, а значит, их финансовая деятельность более прозрачна. Такая «санация» рынка позволит существенно нарастить налогооблагаемую базу. При этом основным механизмом увеличения количества компаний-эмитентов может быть настройка и либерализация нормативно-правовых актов, а также введение мотивационных программ для всех государственных структур, которые имеют прямое отношение к публичному рынку капиталов. Важно отметить, что расширение дебютантов на фондовом рынке не требует дополнительных бюджетных расходов в данном случае предусматривать не нужно.
Инвесторы, в случае быстрого появления на рынке дополнительных эмитентов и инвестиционных инструментов получают возможность диверсификации инвестиционного портфеля и его сбалансирование с учетом инвестиционного профиля. С учетом ограниченного финансового контура для розничных и институциональных инвесторов, потенциальный платежеспособный спрос с их стороны позволяет кратно увеличить количество эмитентов на публичном рынке капитала без государственной поддержки.
Однако инфраструктура публичного рыка капитала, несмотря на достаточные изменения, произошедшие за последние два года, не в полной мере раскрыла весь потенциал фондовых площадок РФ и является «узким местом» из-за:
неготовности многих участников быстро перестраивать внутренние бизнес-процессы;
устаревших формальных и неформальных требований к эмитентам;
крайне долгому комплексному формальному взаимодействию эмитентов-дебютантов с регулятором и организатором торгов.
Обозначенные вопросы обсуждаются на разных уровнях, и мы уже сейчас видим определенные позитивные движения, однако ускорение всестороннего развития публичных рынков капитала и кратное количество эмитентов позволит не только решить обозначенные выше вопросы, но и является необходимым элементом обеспечения финансового суверенитета Российской Федерации.
Член генерального совета «Деловой России», руководитель подкомитета по публичным рынкам капитала Алексей Лазутин