Ближайшие годы станут решающими для запуска нового этапа технологического прогресса нашей страны. При быстром развитии мировых технологий способность самостоятельно разрабатывать и производить критически важную технику — залог национальной независимости и ключ к повышению конкурентоспособности на глобальной арене. Однако между стратегическими целями и текущими достижениями пока сохраняется разрыв.
Машиностроительный сектор демонстрирует неоднозначную динамику. Мы видим рост производства в оборонном сегменте, что свидетельствует о наличии ресурсов и возможностей. Но большинство подотраслей показывают отрицательную тенденцию. Например, доля отечественной сельхозтехники достигла 57% рынка, дорожная и строительная техника — лишь 26%, а производственные мощности в специальном и сельхозмашиностроении превышают спрос.
Тревогу вызывает ситуация в сегменте прицепов и полуприцепов: за восемь месяцев этого года продажи новых полуприцепов снизились на 49%, а российской техники — на 45%. Особенно критичны показатели в сегментах зерновозов (-86,8%) и тентованных полуприцепов (-79%). Среди причин: ужесточение финансовых условий, увеличение утильсбора, рост расходов и избыточные запасы подержанной техники - около 30 тыс. Все это создает препятствия для развития отрасли.
Тем не менее, доля российских производителей достигла 77%, ведется импортозамещение, развивается локализация и создаются новые производства. Мы видим усилия многих предприятий по увеличению локализации компонентов, инвестированию в исследования и внедрению стандартов качества. Например, наша компания «Интерприцеп» работает над внедрением инженерных решений, участвует в профильных мероприятиях для обмена опытом и стремится адаптировать продукцию под запросы рынка.
Однако есть вызовы, которые тормозят движение к технологическому суверенитету. Высокая стоимость кредитов для развития технологий продолжает сохранять зависимость от импортных компонентов и технологий. Не хватает квалифицированных кадров и развитой инфраструктуры в станкостроении, производстве высокотехнологичного оборудования и систем автоматизации.
Чтобы переломить ситуацию, необходимо:
Разработать механизмы льготного кредитования для предприятий, занятых разработкой и внедрением критичных технологий. Это снизит финансовую нагрузку и ускорит модернизацию производства
Создавать условия для формирования замкнутых производственных цепочек внутри страны: поддержка производителей комплектующих, развитие собственных научно-исследовательских центров и стимулов для локализации производства
Сосредоточить ресурсы на развитии ключевых технологий: автоматизации, цифровизации и новых материалов. Для этого необходимы целевые программы поддержки предприятий
Опыт Китая, который за короткое время стал одним из мировых лидеров в машиностроении, показывает, что системный подход работает. Пекин использует субсидии, налоговые льготы, льготные кредиты, вкладывается в развитие инфраструктуры и образования, готовит кадры для современного производства. В результате — укрепление внутреннего рынка и рост экспортных возможностей.
Успех Китая подтверждает, что технологический суверенитет — это не только экономическая задача, но и важнейший элемент нацбезопасности. Только объединив усилия государства, бизнеса и научного сообщества, мы сможем преодолеть текущие вызовы и создать сильную, конкурентоспособную машиностроительную отрасль, которая станет опорой для процветания страны.
Член генсовета «Деловой России», председатель совета директоров ПК «Интерприцеп» Александр Сизов