Вступить в организацию
Ru
En
Личный кабинет делоросса Люди дела
подать заявку
Дежурный по стране

Вадим Филатов на ХХ съезде «Деловой России» рассказал о результатах и перспективах развития транспортно-логистической отрасли

15.05.2025
Вадим Филатов на ХХ съезде «Деловой России» рассказал о результатах и перспективах развития транспортно-логистической отрасли

В кулуарах ХХ съезда «Деловой России», который прошел 13 мая при участии главы государства, член корсовета и председатель комитета по транспортной логистике «Деловой России», президент ассоциации «АвтоГрузЭкс» Вадим Филатов рассказал ключевых результатах развития отрасли. а также планах сообщества по решению существующих проблем

Как государство и бизнес могут максимально эффективно взаимодействовать, чтобы успешно добиваться поставленных целей?

Один из наиболее эффективных форматов – работа в деловых и отраслевых объединениях. На таких площадках профильные эксперты могут дать комплексную оценку законопроектам, после чего –аргументированно донести позицию компаний до регулирующих органов. Такой подход позволяет адаптировать законопроекты в России под потребности государственных органов, бизнеса и главное – жителей России.

Показательный пример – многолетняя практика профильных комитетов «Деловой России», успешно зарекомендовавшей себя в решении системных вопросов.

Например, на базе комитета по транспортной логистике и созданной в 2023 году Ассоциации автомобильных грузоперевозчиков и экспедиторов нам удалось объединить ведущие транспортно-логистические компании страны. Мы наладили механизмы открытого обсуждения отраслевых вызовов на федеральном уровне в диалоге с государственными органами, а также процедуру внесения предложений по поправкам в законодательство.

Консолидация проблем на единой площадке и их оперативное решение в диалоге с государством позволяют минимизировать риски. В их числе — дефицит транспорта для грузоперевозок, рост цен на товары и другие проблемы, к которым может привести логистический кризис. Конструктивное взаимодействие бизнеса и власти — основа для устойчивого развития отрасли.

Какие ключевые решения были приняты в рамках Вашего комитета за последнее время?

За последние 2,5 года комитету по транспортной логистике удалось добиться привлечения дополнительного финансирования по льготному лизингу магистральных тягачей. По итогам озвученных на встрече с «Деловой Россией» предложений Президент РФ Владимир Путин поручил Правительству РФ расширить поддержку в этой категории на 2,5 млрд руб.

Получилось также возобновить выплату субсидии на закупку отечественной малотоннажной грузовой техники. В сентябре 2024 года Минпромторг РФ дофинансировал программу льготного лизинга по легким коммерческим и грузовым автомобилям – на эти цели дополнительно было направлено 8 млрд руб., по данным министерства.

Кроме того, удалось получить меры поддержки, которые в перспективе помогут восполнить дефицит качественных складов на границе между Россией и Китаем. В феврале прошлого года Президент России Владимир Путин поручил Правительству предоставить льготы предпринимателям, выполняющим проекты по созданию транспортной и логистической инфраструктуры вблизи пунктов пропуска через границу с Китаем.

Чтобы наладить работу отрасли в период кризиса, в этом году от лица комитета и ассоциации «АвтоГрузЭкс» мы обратились к премьер-министру России Михаилу Мишустину с просьбой рассмотреть меры поддержки для транспортных компаний, включая системообразующие предприятия.

В своем обращении мы предложили отсрочку платежей по взносам во внебюджетные фонды, субсидии на сохранение занятости и оплаты труда, которые важно ввести в ближайшее время. Кроме того, формулируем меры по повышению инвестиционной привлекательности отрасли, а именно: льготные кредиты, гранты на разработку и внедрение программного обеспечения в логистике, которые помогут оздоровить экономику логистического сектора в долгосрочной перспективе.

Документ рассматривается профильными государственными органами, вовлеченными в проблемы отрасли и выражающими свою готовность помочь.

В этом году комитет сосредоточится на мерах по повышению прозрачности отрасли грузоперевозок. В диалоге с государственными органами мы обсуждаем необходимые доработки в законопроект о порядке допуска на рынок, который предполагает в том числе создание единого реестра перевозчиков на платформе «Гослог». Кроме того, проговариваем необходимые доработки в электронную транспортную накладную перед тем, как документ станет обязательным.

Вы собираетесь диверсифицировать свой бизнес в ближайшие годы?

Уже более пяти лет ПЭК непрерывно диверсифицирует бизнес. Наша компания прошла путь от ведущего игрока рынка в сегменте сборных грузоперевозок до мультисервисного логистического оператора.

Холдинг ПЭК образован девятью бизнес-юнитами, что позволяет нам развивать комплексную логистику: от перевозки сборных и генеральных грузов, до международной доставки, складской логистики и даже монтажа мебели, бытовой техники.

За эти годы мы запустили более 100 подразделений и теперь представлены 360 филиалами в России, странах СНГ, Центральной и Юго-Восточной Азии.

Каков ваш горизонт бизнес-планирования и почему он именно такой?

ПЭК выстроил долгосрочную стратегию на пять лет вперед: мы продолжим развиваться как мультисервисный логистический оператор и эксперт в сфере комплексных логистических решений.

При этом внешние условия меняются в режиме реального времени, поэтому план мероприятий определяем на год вперед, регулярно обновляя и дорабатывая его. А затем соотносим ключевые результаты с поставленными задачами, анализируя прогресс в достижении поставленной цели.

Например, одна из ключевых задач на ближайшие годы — создание и развитие единого транзитного маршрута между Россией и странами СНГ, Центральной и Юго-Восточной Азии, с помощью которого предприятия и жители стран могут доставить любые грузы до конечного получателя.

Для этого наша компания продолжит расширять географию подразделений в России и за рубежом. Например, перспективы видим в развитии доставки между Россией и Вьетнамом. В планах запустить новые филиалы в Казахстане: объем внутреннего потребления в стране непрерывно растет, а вслед за этим — и спрос на логистику.

Кроме того, продолжим наращивать мощности для комплексной складской логистики. Наблюдаем рост спроса на услуги складской обработки и хранения в этой категории: в условиях острого дефицита свободных площадей, роста арендных ставок и увеличения затрат на складскую логистику, многие компании все чаще обращаются к логистическим операторам для оптимизации этих процессов и сокращения расходов.

Ваш топ-5 главных проблем, с которыми сталкиваются российские предприниматели

Первый вызов – растущая финансовая нагрузка из-за высокой ключевой ставки. Рост стоимости кредитов и лизинговых платежей существенно ограничивает возможности компаний инвестировать в развитие. Например, средний лизинговый платёж за грузовую технику вырос на 58% за год, достигнув 317 тыс. рублей за единицу. Это привело к тому, что многие перевозчики отказались от обновления автопарков, средний возраст которых уже превышает 16 лет. Некоторые игроки и вовсе вернули технику лизингодателям. В складской логистике из-за удорожания строительства арендные ставки на новые договоры в отдельных случаях взлетают на 100%, что тормозит развитие бизнеса. Аналогичная ситуация наблюдается и в других отраслях, что приводит к снижению спроса на перевозки.

Вторая проблема – снижение потребительского спроса. Это приводит не только к падению прибыли многих компаний, но и ужесточению конкуренции за клиентов. В результате выигрывает тот, кто находит успешные ниши и форматы работы.

Третий вызов – высокая зависимость бизнеса от уровня цифровизации. Компании необходимо непрерывно инвестировать в ИТ, чтобы поддерживать необходимый уровень сервиса для клиентов, особенно — крупных производителей, ритейлеров и маркетплейсов. В условиях снижения спроса это действительно становится вызовом, так как компаниям необходимо продолжать развитие IT-инструментов вопреки падению финансовых показателей.

Четвертый вызов – расширение цифровых экосистем и маркетплейсов в новые сегменты – от ритейла до логистики. Их активное развитие в логистике, ритейле и других сферах создаёт новые возможности для рынка, но одновременно требует от бизнеса гибкости. С одной стороны, компании получают доступ к широкой аудитории и технологиям платформ, с другой — вынуждены адаптироваться к их стандартам, что может влиять на рентабельность. Например, собственные логистические службы маркетплейсов задают высокую планку скорости и стоимости услуг, стимулируя остальных игроков оптимизировать свои процессы. Это усиливает конкуренцию, но и подталкивает отрасль к инновациям.

Пятая проблема – дефицит квалифицированных кадров. Подбор и привлечение удержание сильной команды остаются критически важными, особенно в условиях, когда бизнес вынужден одновременно решать задачи привлечения клиентов, оптимизации затрат. Важно учитывать: к 2030 году российский рынок труда столкнется с беспрецедентным дефицитом: по прогнозам аналитиков компании «Яков и партнеры», нехватка кадров достигнет 4 млн человек, причем острее всего кризис затронет транспортную отрасль, где потребуется восполнить до полумиллиона вакансий.

При этом важно отметить: данные вызовы приносят не только риски, но и стимул для развития компаний, а также запуска новых сервисов, продуктов и услуг.

Можете выделить три основные вызова/проблемы с которыми столкнулись в отрасли за последний год?

В конце прошлого года транспортные компании столкнулись с резким снижением объемов грузоперевозок. В первом квартале 2025-ого мы зафиксировали историческое значение дисбаланса грузов и доступных транспортных средств. Индикатор аналитиков ATrucks, отражающий баланс между предложением и свободным транспортом, к 3 февраля опустился до отметки минус 77, даже ниже пандемийного уровня весны 2020 года, что означает существенный дефицит грузов.

Ко второй половине весны ситуация улучшилась – 1 мая индикатор ATrucks, отражающий соотношение спроса и предложения на рынке, вырос до отметки плюс 1.

Однако мы не наблюдаем восстановления тарифов. Индекс аналитиков ATI.su, отражающий динамику ставок на рынке, зафиксировался на уровне середины 2023 года — 1550 по состоянию на 7 мая. Например, тариф на перевозку из Санкт-Петербурга в Москву в закрытом полуприцепе (FTL) снизился на 13,4% за год, до 51,1 руб./км, согласно данным ATI.su.

Вместе с тем себестоимость грузоперевозок в России по итогам первого квартала выросла на 12% год к году. Основные причины – это повышение лизинговых платежей на 60 п.п. (до 27-28%), утильсбора – на 75-80% год к году, медианного уровня зарплат – на 49% год к году, согласно данным hh.ru и ассоциации «АвтоГрузЭкс».

Многие транспортные компании уже работают на грани рентабельности, из-за чего они были вынуждены приостановить развитие и обновление автопарков. В этих условиях с конца прошлого года перевозчики уже вернули более 20 тыс. единиц грузовиков лизингодателям, согласно данным Ассоциации автомобильных грузоперевозчиков и экспедиторов («АвтоГрузЭкс»).

Более того, рынок продолжают покидать транспортные компании – только в марте 2025 года закрылось 990 игроков отрасли при 771 новом участнике, согласно данным Росстата. Немалая часть перевозчиков находится в предбанкротном состоянии.

Не менее острая проблема – развитие недобросовестной конкуренции в отрасли – более 60% перевозчиков по-прежнему находятся вне правового поля, демпингуя за счет оптимизации налогов и сборов. Разница в тарифах между транспортниками, работающими в правовом поле и остальными компаниями доходит до 20%.

Какие планы на ближайший год?

Во-первых, наша компания сфокусируется на повышении экономической эффективности. Для этого мы продолжим оптимизировать затраты с помощью цифровых инструментов. Например, в сегменте транспортной логистики эту задачу решает системы Центр управления перевозками, с помощью которой мониторим рейсы в режиме реального времени, контролируем утилизацию транспорта, сроки доставки и складские остатки.

Благодаря автоматизации, наша компания непрерывно повышает производительность труда. С начала года мы на 3—5% сократили количество персонала на этапах подбора, обработки и отгрузки товаров. Мы предложили этим сотрудникам другие должности, которые требуют меньшего количества рутинных операций. В этом году мы продолжим эту работу.

Во-вторых, мы сфокусируемся на развитии единого холдинга ПЭК – платформы, на которой развиваются действующие бизнес-направления и подключаются новые.

Группа компаний ПЭК объединяет девять направлений – от доставки до маркетплейса запчастей. Уникальность модели – в поддержке не только собственных направлений, но и новых стартапов. Например, недавно у нас появился новый руководитель, который предложил расширить наш сервис аутсорсинга складской логистики новой услугой по аренде погрузчиков, ричтраков и другой техники, а также их обслуживанием для внешних заказчиков. В результате, мы успешно запустили этот проект.

Второй пример – направление ПЭК: Шелковый путь, которое стартовало с небольшого объема перевозок с Китаем, а за пять лет выросло в единый транспортный коридор, объединяющий Россию со странами СНГ, Центральной и Восточной Азии.

Таких примеров большое количество – мы развиваем предпринимательство внутри компании, что помогает повысить эффективность, усовершенствовать сервис и запустить новые перспективные проекты.

 

 

 

К списку публикаций
Наши партнёры