Платформа для обработки бизнес-запросов предпринимателей
RU / EN
Главная » О нас » Пресс-центр » Торговый кодекс

Торговый кодекс 16 декабря 2021

Какие стандарты прописали маркетплейсам

Маркетплейсы необходимо обязать обеспечивать независимость ценообразования от участия продавцов в рекламных акциях, нести материальную ответственность за потерю товара и уделять больше внимания проблеме контрафакта. Такие положения войдут в стандарты взаимодействия маркетплейсов и поставщиков, которые сейчас разрабатываются на площадке Минпромторга, рассказал "Известиям" замминистра промышленности и торговли Виктор Евтухов. Среди других предложений - уведомление поставщиков об изменении условий сотрудничества заранее и размещение информации о комиссиях в открытом доступе. О том, что рост цифровых маркет-плейсов чреват ущемлением прав их пользователей, давлением на ценовую политику поставщиков товаров и другими нарушениями, неоднократно заявлял бизнес. В Минпромторге признали: риск диктата цифровых платформ действительно существует.

- В России рынок маркетплей-сов достаточно высококонкурентен. Несколько крупнейших игроков - Wildberries, Ozon, AliExpress Russia, "Яндекс.Маркет", "СберМаркет" - формирует не более 30% всего рынка таких площадок. Вместе с тем полагаем, что ситуацию нельзя усугублять, иначе возможен риск возникновения диктата условий со стороны маркет-плейсов, - заявили "Известиям" в ведомстве.

Статс-секретарь - замминистра промышленности и торговли Виктор Евтухов сообщил, что министерство инициировало обсуждение подходов к урегулированию спорных вопросов на заседании рабочей группы. В результате было принято решение пойти по пути саморегулирования, создать стандарты по взаимодействию маркетплейсов с продавцами, взяв за основу предложения, представленные Ассоциацией компаний интернет-торговли (АКИТ). По словам Виктора Евтухова, в стандарты войдут следующие пункты:

- независимость ценообразования на онлайн-площадке от условий участия продавцов в рекламных кампаниях и от других условий маркетп лейса;

- материальная ответственность платформ за участившиеся случаи потери и порчи товаров в процессе их оформления, передачи и хранения на складе;

- уделение более пристального внимания проблеме реализации контрафактной и несертифицированной продукции;

- урегулирование вопроса утилизации продукции на складе маркет-плейса, которая может осуществляться за счет поставщика;

- обеспечение оперативной обратной связи от маркетплейса и другие.

Однако это не все положения, которые сейчас обсуждаются. "Известия" ознакомились с полной версией документа от АКИТ, в который также вошли следующие нормы взаимодействия платформ с продавцами:

- уведомление продавцов об ухудшающихся условиях (увеличение тарифов или объема обязанностей, сокращение прав) в тот срок, который требуется для возврата товара со склада. При этом действие новой оферты не распространяется на остатки продукции, отгруженные по старым правилам;

- размещение маркетплейсом в открытом доступе подробной информации о наборе оказываемых услуг и итоговой комиссии для продавца товаров, а также о требованиях к упаковке;

- добровольное участие продавцов в маркетинговых акциях.

Кроме того, на отдельное обсуждение был вынесен вопрос о том, чтобы маркетплейсы не ограничивали продавцов в свободе выбора логистических партнеров для поставок на склады и сортировочные центры. В ближайшей перспективе такой подход должен стать общеотраслевым, а стандарты - неотъемлемой частью оферты, сообщил "Известиям" глава АКИТ Артем Соколов. Он отметил: стандарты будут "живыми", то есть в случае появления новых кейсов с обеих сторон они будут регулярно совершенствоваться.

"Известия" попросили маркетплейсы оценить предлагаемые правила взаимодействия с поставщиками.

- Мы поддерживаем стандарты, разработанные АКИТ, и принимали участие в работе над этими правилами. Наша задача - обсудить все спорные вопросы, которые могут возникнуть, и найти максимально комфортный вариант для всех участников, - заявил GR-директор "СберМаркета" Павел Глухов.

Позитивную оценку стандартам дали и в "Яндекс.Маркете". Там планируют продолжить активно участвовать в работе по их развитию и внедрению.

В AliExpress заявили, что сейчас важно поддержать развитие электрон- ной коммерции, не перегрузив отрасль жесткими правилами.

- Мы выступаем за саморегулирование отрасли и за принятие кодекса взаимодействия продавцов и маркетплейсов. При этом AliExpress уже соблюдает правила, которые предписывает кодекс, так как выстраивает доверительные отношения с партнерами и не принуждает их к определенному уровню цен или определенному виду логистики - наши условия работы прозрачны, - заявили в компании. Предложенные стандарты могут стать одним из базовых документов в саморегулировании отрасли, уверен управляющий директор Ozon Сергей Беляков. Однако важно, чтобы стандарты учитывали и интересы покупателей: у них должны быть гарантии, что товар будет качественным, информация о нем достоверной, а сроки доставки соблюдены.

Документ, разработанный АКИТ, был составлен с учетом заявленных предпринимателями сложностей, с которыми они сталкиваются в процессе работы на маркетплейсах, и технических возможностей последних, заявила член генерального совета "Деловой России" Анна Нестерова. Она отметила, что рынок интернет-торговли в России сейчас активно развивается, но еще не достиг стадии зрелости, поэтому дополнительное регулирование, как в странах с более высоким уровнем развития электронной коммерции, вводить пока рано. Один из важнейших вопросов, связанных с внедрением кодекса, - это ответственность за отступление от него, отметил вице-президент "Опоры России" Алексей Кожевников. На сегодня неисполнение оферты необходимо оспаривать в суде, однако это очень долгий и затратный процесс, который не все предприниматели могут себе позволить. Целесообразно предусмотреть отдельную комиссию, которая занималась бы рассмотрением нарушений стандартов с понятными регламентом и сроками, предложил он.

Источник "Известий" в Минпромторге отметил, что в данный момент стандарты для маркетплейсов находятся в разработке и говорить о возможных санкциях за их нарушение преждевременно.

Теги:
Партнёры