Платформа для обработки бизнес-запросов предпринимателей
RU / EN

Въехать на чужом трафике 28 августа 2017

Тенденция к открытию аптек рядом с конкурентами нарастает

Кризис в стрит-ритейле Екатеринбурга упростил выбор помещений для аптечных сетей - предложений стало больше, арендные ставки ниже. Но операторы из других регионов предпочитают открывать точки вблизи действующих аптек, чтобы пользоваться трафиком конкурентов.

Дешевле дешевого В августе сеть "Имплозия" (Самара) открыла точку "Любимая аптека" на пр-те Ленина - в 50 м от перекрестка, где с 2015 г. работает екатеринбургская "Дешевая аптека" (компания "Фармарт"). "С первых дней конкуренты выставили небольшую часть ассортимента с отрицательной наценкой, чтобы ввести в заблуждение и перехватить покупателей", - говорит директор "Фармарта" Денис Маскаев. Директор "Любимой аптеки" Ирина Печерская подтверждает, что сеть продает лекарства на 20% дешевле, чем в "Дешевой аптеке", и рассчитывает на большой спрос - после реконструкции перекрестка, приуроченной к чемпионату мира в 2018 г., движение по основной магистрали увеличилось.

По мнению экспертов, поиск помещений, выгодных с точки зрения трафика, доходит до абсурда, когда новый игрок открывает точку в доме, где уже работают конкурирующие аптеки. В масштабах страны аналитики RNC Pharma насчитали около 650 адресов с тремя-четырьмя аптеками разных операторов. В Екатеринбурге таких мест было пять, а два месяца назад появилось еще одно - сеть "Планета здоровья" (Пермь) открыла точку на ул. Малышева, 146, по соседству с "Живикой" и "Алоэ" (С.-Петербург). Зав. аптекой Алексей Каменских говорит, что региональное руководство "Планеты здоровья" такая ситуация устраивает. "В кризис люди активно интересуются ценами, - пояснил он "ФВ". - Покупают там, где лекарства дешевле - сейчас это главный критерий. Мы мониторим ассортимент соседних аптек и считаем, что наиболее демократичные цены у нас". Г-н Каменских не исключил, что один из конкурентов может сойти с дистанции, не выдержав ценового давления, и даже предположил, что слабым звеном станет аптека "Алоэ".

Прецедент, когда сеть "Алоэ" закрыла точку, делившую площадку с двумя другими операторами (ул. Луначарского, 189), в практике уже был, но руководство компании полагает, что поводов для беспокойства нет. "Действительно, в Екатеринбурге одна из наших аптек находится в непосредственной близости от двух аптек конкурентов, - пояснили "ФВ" в питерском офисе. - Трафик по данному адресу позволяет обеспечить достаточный поток клиентов во все три аптечные точки".

Не ждали нас, а мы пришли На пятки "Планете здоровья" наступает "Вита-Экспресс" (Самара). Алексей Каменских признается, что точка "Вита Экспресс", торгующая лекарствами по другую сторону перекрестка, беспокоит его больше, чем "Живика" и "Алоэ". Еще одна аптека "Вита-Экспресс" перехватывает трафик в 100 м от "Планеты здоровья" на ул. Ленина, 24, а та, в свою очередь, отбирает покупателей у муниципальной аптеки № 6, расположенной за углом. В потерях никто не признается.

По словам владельца аптек "Валета" Михаила Шуваева, на двух городских перекрестках его точки вынужденно соседствуют с тремя конкурентами, причем на ул. Белинского-Белых к ним скоро присоединится четвертый. Г-на Шуваева такая ситуация не радует. "Благодаря тому, что помещение на ул. Белинского у нас в собственности и аптека не несет расходов на аренду, нам проще держать удар, - говорит он. - Но факт остается фактом - конкуренция в городе страшнейшая. У предпринимателей, которые открывают аптеки "дверь в дверь", нет ни стыда, ни совести!" Директор УК "АСА" (сеть "Аптечный стандарт") Андрей Блюм соглашается, что работа трех аптек в одном доме ничем не оправдана. "Даже если в здании соседствуют две розничные точки и каждая продает на 5 млн руб. в месяц, третья аптека отнимет у них по 1,5 - 2 млн руб., - рассуждает он. - На первый взгляд средний оборот в 3,5 млн руб. - тоже неплохо, но с приходом нового игрока аптекам придется жертвовать маржой, и прибыли может не хватить, чтобы свести концы с концами".

Держать и не пущать Практика, когда аптеки "садятся на трафик" к конкурентам, больше характерна для агрессивной экспансии сетей, спускающих региональным менеджерам планы по количеству новых точек, считает г-н Блюм. Если к назначенному сроку новая аптека не выходит на точку безубыточности, ее тихо зарывают.

Представители бизнес-объединения "Деловая Россия-Урал" уже несколько лет доказывают администрации Екатеринбурга, что количество такси, парикмахерских и аптек должны регулировать отраслевые объединения в союзе с городскими чиновниками. "В Европе именно муниципальные власти определяют, в каком районе можно открыть еще одну аптеку, а где их уже избыток, - говорит член свердловской "Деловой России" Михаил Бабин. - Иначе рынок будет перенасыщен и денег не получат ни сами предприниматели, ни бюджет. А клиент останется без качественной услуги".

По словам г-на Бабина, в тучные годы предложения о квотировании бизнеса чиновники игнорировали, полагая, что лучшим регулятором остается конкуренция, но сейчас к ним начали прислушиваться. Аптекари полагают, впрочем, что фармритейлу такой способ не подходит. "Продажа медикаментов - социальный бизнес, - отмечает директор сети "Новая больница" Марина Ландау.

- Вряд ли можно подходить к нему, как к такси или парикмахерским. Тут нужны другие решения. Вопрос, какие именно".

Старков Михаил, Фармацевтический вестник

Теги:
Партнёры