Платформа для обработки бизнес-запросов предпринимателей
RU / EN
Главная » О нас » Пресс-центр » Великий грузовой исход, пит-стоп в режиме ожидания и лекарства без отсрочки

Великий грузовой исход, пит-стоп в режиме ожидания и лекарства без отсрочки 18 марта 2022

Итоги логистической недели глазами участников рынка

Утраченные грузы, инфляция-торопыга, кадровый прилив и дефицит европейских колесы – об этих и других значимых логистических событиях читайте в новом выпуске Итогов недели. Вместе с отраслевыми экспертами мы разбирались:

  • Цепочки поставок каких товаров стали самым слабым звеном?
  • Кто сможет извлечь максимум выгоды из "кадрового прилива"?
  • Насколько уже подорожали запчасти?
  • С каких моделей грузовиков в России "смахнут пыль"?
  • Что мешает переводу расчетов на юани?
  • На какие меры поддержки рассчитывает транспортно-логистическая отрасль?

Великий грузовой исход

Более трехсот зарубежных компаний приостановили деятельность на российском рынке. В их числе глобальные fashion-ретейлеры, DIY-бренды, компании сегмента HoReCa, производители техники, предприятия быстрого обслуживания и другие.

Однако зарубежный бизнес покидал Россию и прежде: во время финансовых кризисов и после присоединения Крыма, напомнили в "РИА Новостях". Некоторые вскоре вернулись – напрямую или через контрагентов. Например, японская Toshiba в 2014-м прекратила отгрузки телевизоров и ноутбуков, а позже пояснила, что не выдержала конкуренции с южнокорейскими Samsung и LG. В 2013-м доля производителя занимала примерно десять процентов рынка телевизоров в России.

Но некоторые продукты Toshiba остались. Например, жесткие диски, аккумуляторы. А в конце 2016-го компания подписала меморандум о взаимодействии с "Почтой России" в области автоматизации почтовых и логистических систем. В Санкт-Петербурге запустили линии для сортировки отправлений японского производства.

Приостановка деятельности зарубежных компаний на российском рынке будет иметь для транспортно-логистического рынка два глобальных последствия. Первый – это падение объема грузоперевозок в ближайшие 2-3 месяца примерно на 30-40%, прогнозирует директор Pony Express Александр Тимофеев.

– Но я все-таки надеюсь, что будет возмещение за счет части российских интернет-магазинов, у которых есть производство либо в РФ, либо в странах СНГ. Еще один вариант – это компенсация через поставки из Китая, Вьетнама и других стран, с которыми у РФ есть наземное сообщение, – пояснил собеседник "Логируса".

Ориентировочно рынку на перестройку потребуется порядка 2,3 месяцев, добавил эксперт.

По оценкам Александра Тимофеева, срок, который нужен рынку, чтобы перестроиться, составляет порядка 2-3 месяцев. При этом для стабилизации ситуации с поставками товаров из зарубежных интернет-магазинов потребуется больше времени: от 3 до 6 месяцев. Однако пока резкого всплеска спроса на B2С-доставку нет, уточнил собеседника "Логируса".

– В то же время мы видим "просадку" сектора В2В в части доставки автомобильных запчастей и электроники, – констатировал Александр Тимофеев. – Падение я оцениваю в районе 30-35%. Однако данные меняются буквально каждый день. По итогам марта я прогнозирую падение объемов в районе 20-25%.

В ближайшие 2-3 месяца можно ожидать падения объемов грузоперевозок на 30-40%

– Аналитики прогнозируют падение ВВП на уровне 7-10%. Это оптимистический сценарий. Пессимистический – это падение на 25-30%, – сообщила управляющий партнер M.A. Research Людмила Симонова. – Он возможен при условии, если России не удастся восстановить цепочки поставок, массово переориентироваться на китайские товары, наладить контейнерные перевозки и перевозки зерна, выстроить новые внешнеэкономические связи и т.д.

Самый большой урон был нанесен цепочкам поставок запчастей для автомобилей и оборудования, добавила эксперт. Негативные последствия в полной мере станут ощутимыми уже через полгода. Так как пока нет никакой ясности, как и чем можно заменить эти комплектующие, подчеркнула эксперт.

По словам Людмилы Симоновой, в кризис рынок транспортно-логистических услуг страдает сильнее, чем ВВП в целом. В частности, эксперт прогнозирует, что инфляция в отрасли достигнет 25%. И это еще оптимистический сценарий.

Кроме того, уход с российского рынка крупных зарубежных компаний – только в одной IKEA трудится более 12 000 человек – высвободит большое количество линейного персонала, считает основатель сервиса "ТутЖдут" Наталья Хмельницкая.

– Мы сможем выбирать сотрудников по компетенции и мотивации, – пояснила эксперт.

Однако даже повышенное кадровое предложение линейного персонала не приведет к падению уровня зарплат, предупредила собеседница "Логируса". Этому помешает высокая инфляция.

В то же время президент рекрутингового портала Superjob Алексей Захаров отметил, что активность работодателей по поиску персонала за две недели упала в среднем на 25%. Схожий тренд отмечался во время пандемии, когда действовали жесткие ограничения. Тогда кадровая активность бизнеса сократилась на 70% и держалась на аномально низком уровне на протяжении двух месяцев.

– Сейчас рынок труда застыл в ожидании. Никаких истерик, какие были у работодателей в период пандемии, нет. Никто резко не сокращает численность персонала или зарплаты. Рынок ждет, о чем договорятся "наверху", – резюмировал эксперт.

"Золотая" евро-гайка

Суть:

Почти половина иностранных компаний, которые входят в топ-10 производителей грузовой техники по объемам продаж, приостановили деятельность в России. Некоторые также ограничили поставку комплектующих.

В частности, Volvo временно прекратил производство и продажи грузовиков в России. Шведский производитель Scania также заявил о "заморозке" поставок автомобилей и оборудования в Россию. То же самое сделал и МАN.

А немецкий Dailmer Truck, дочернее предприятие Mercedes-Benz, полностью приостановил сотрудничество с КАМАЗ. В компании пообещали, что на совместном предприятии не будет построено ни одного грузовика и не будут поставляться комплектующие для КАМАЗа.

Сам Mercedes-Benz временно "остановил станки" на заводе в Московской области и поставки малотоннажных автомобилей в Россию. Iveco "заморозила" продажи. Итальянский концерн рассматривает возможность выхода из совместного предприятия по производству автомобилей в России.

Более уверенно чувствует себя бизнес, чей автопарк состоит исключительно из отечественных грузовиков. Так, в парке производственной компании "Акцент" 26 машин. Это тягачи "Камаз-5490", полуприцепы Schmitz Cargobull и "Тонар", рассказал директор компании Андрей Алешин.

– У нас нет сервисных контрактов, все машины выкуплены, запчасти на них – в наличии, – пояснил собеседник "Логируса". – Есть много турецких, китайских и российских аналогов. Мы еще не анализировали, на сколько выросла стоимость ремонта, так как рассчитываем этот показатель помесячно. Но, думаю, что в общей структуре затрат увеличение не превысит 3%.

У остальных ситуация тупиковая: никто не понимает, как дальше работать в части получения запчастей или обслуживания своих грузовиков, заявил председатель Объединения перевозчиков России Сергей Владимиров. На данный момент сервис уже подорожал в 10 раз.

– На старых запасах от силы месяца два еще можно будет поработать, не больше, – считает собеседник "Логируса".

Однако последствия ограничений поставок автокомплекстующих пока ощутили не все транспортные компании. В числе таких "счастливчиков", например, DENTRO. Автопарк компании насчитывает более 800 грузовиков, рассказал технический директор DENTRO Илез Хамурзиев. При этом доминирую две марки: Mercedes и Scania.

– Mercedes, отключив сеть своих дилеров от центрального склада запчастей, поставил наши новые машины в режим ожидания, – рассказал эксперт.

По словам собеседника "Логируса", поставки автозапчастей остановлены, а на остатки моментально подняли цены и продолжают подниматься до сих пор.

Сервис грузового транспорта уже подорожал в 10 раз

– Цены меняются так быстро, что мы порой не успеваем согласовывать счета, – констатировал Илез Хамурзиев. – Как только готовы документы, через 2 часа этот счет уже не актуален из-за очередного скачка цен. Более того, сервисные станции в одностороннем порядке меняют договора, исключая отсрочки платежей или вовсе переходя на предоплату.

Логистические и транспортные компании получают письма от сервисных служб о приостановке деятельности, рассказал руководитель отдела развития и управления инвестициями ООО "Логистический центр "Мир" Богдан Антоненко. Все ждут стабилизации курса рубля.

– По тем письмам, которые мы получали от официальных дистрибьюторов, фигурировало 20-30% подорожания на запчасти, – рассказал эксперт.Ставки обновили и лизинговые компании, добавил президент ассоциации "Грузавтотранс" Владимир Матягин.

– Мы будем просить, чтобы ввели мораторий на лизинговые платежи, – заявил собеседник "Логируса". – Также мы хотели бы попросить Правительство пересмотреть весогабаритные ограничения в сторону увеличения, чтобы организовать бесперебойные перевозки материалов и сельскохозяйственной продукции.

Если ушедшие автомобильные производители не вернутся в ближайшие два, максимум три месяца, то вероятнее всего они не вернутся на российский рынок совсем, считает независимый эксперт по автомобильным грузоперевозкам Тарас Коваль.

– Несмотря на импортозамещение, которое длится в российской автомобильной промышленности уже несколько лет, после ухода ведущих поставщиков европейских комплектующих, затыкать бреши достаточно сложно, – подчеркнул эксперт. – Во-первых, есть принципиально важные позиции, которые находятся у всех на виду.

Речь идет о производстве кабин, двигателей, топливной аппаратуры и систем EBS1.

Часть из этих позиций можно заменить китайскими или иными производителями. Но тем не менее, заменить на 100% практически любую из выпускаемых моделей невозможно. Поэтому необходимо понимать, что модели автомобилей, которые будет выпускать российская промышленность, будут несколько иными, чем сейчас. Тарас Коваль допускает, что Россия вернется к моделям, которые были популярны в середине 90-х годов XX века. Тогда были иные требования по безопасности транспорта, а значит, вероятнее всего, сейчас придется переделывать нормативы технического регламента Таможенного союза для колесных транспортных средств.

– Во-вторых, необходимо понимать, что в российских компонентах практически отсутствуют сборочные единицы, где есть 100-процентное российское производство.

Хотя бы 10-15% составляющих приходится на импортные запчасти, – подчеркнул собеседник "Логируса". Что касается нашествия китайской техники на российский рынок, то Тарас Коваль приводит несколько нюансов. Один из них – китайская техника имеет несколько иную комплектацию.

– Это, в первую очередь, седельные тягачи с колесной формулой 6 на 4, имеющие рессорную подвеску2 и сцепную высоту с полуприцепом примерно 1250 миллиметров.

В России на сегодняшний день стандартная сцепная высота 113-114 сантиметров. Во-вторых, китайская техника предназначена в основном для развивающихся стран и намного ниже по безопасности и другим параметрам, чем европейская техника. По мнению собеседника "Логируса", самое главное заключается в подходе китайцев к оценке любого рынка. Тарас Коваль уверен, что китайцев интересует масштабирование, достаточно большой выпуск.

Он отмечает, что в этом году в стране будет выпущено в категории N33 не больше 30 тысяч единиц, что в 2-2,5 раза меньше, чем в нормальное время.

Кредитные каникулы и не только

Суть:

Президент России подписал закон о мерах поддержки в экономической и социальной сферах.

Представители малого и среднего бизнеса, а также граждане страны получат право на "кредитные каникулы", если договор был заключен до 1 марта 2022 года.

Обращение об отсрочке можно направить до 30 сентября.

Чтобы получить кредитные каникулы, есть три требования. Первое, это снижение дохода в компании на 30%. Второе – размер кредита по договору не должен превышать максимального значения, установленного правительством РФ. И третье, на момент обращения в отношении заемщика не должен действовать аналогичный льготный период. Также регулирующие органы не будут осуществлять плановые проверки предприятия малого и среднего бизнеса до 31 декабря 2022 года. А до конца 2024 года приостанавливают проверки в отношении имеющих государственную аккредитацию организаций в области информационных технологий.

Основная проблема, с которой сталкивается сейчас наш бизнес при оказании логистических услуг клиентам – это проведения оплат иностранным партнерам, констатировал управляющий партнер компании "РМ Лоджистик", член генерального совета "Деловой России" Александр Сучков.

– В нашем случае – это наши китайские подрядчики, которые оказывают услуги по перевозке контейнеров по территории Китая железнодорожным транспортом, – пояснил собеседник "Логируса". – Даже при оплате в долларах через банки, которые не вошли в американские санкционные списки, существует лист блокировок денег на корреспондентских счетах в тех же американских банках. Это неминуемо приводит к задержкам в прохождении платежей.

На бирже очень тяжело купить юани по курсу, приближенному к курсу Центрального банка РФ

Кроме того, бизнес опасается того, что все российские банки могут попасть под санкции, добавил Александр Сучков.Поэтому стратегически важно наладить хороший и качественный обмен платежами в национальных валютах в юанях и рублях.

– На сегодняшний день это проблематично, потому что на бирже очень тяжело купить юани по курсу, приближенному к курсу Центрального банка РФ, – отмечает Александр Сучков. – Это тот вопрос, который надо решать с нашим Правительством. Кроме того, хотелось бы, чтобы логистические и транспортно-экспедиционные компании имели доступ к кредитам с использованием субсидированных процентных ставок.

Это позволит оказывать услуги нашим клиентам на условиях постоплаты, как мы и делали прежде. Сейчас же из-за повышения ставок кредитования и высоких рисков многие компании перешли на предоплату. По словам Александра Сучкова, помощь государства нужна и в вопросе восстановления бизнес-поездок в Китай. Это необходимо для расширения списка потенциальных подрядчиков и проведения офлайн-переговоров по условиям сотрудничества. Директор Национального союза экспертов в сфере транспорта и логистики Ольга Федоткина считает, что, в первую очередь, государству стоит снизить фискальную нагрузку.

Речь идет о прямых налогах и неналоговых платежах. Это позволит сохранить производственные ресурсы в условиях падения выручки.

– Мы предлагаем снизить стоимость проезда по платным участкам автомобильных дорог и заморозить ее индексацию, зафиксировать тарифы системы "Платон" и рассчитывать сумму вычета по транспортному налогу в размере платы в системе, – добавила собеседница "Логируса". – Важно снять административную нагрузку, которая не влияет на жизнь и безопасность людей, но влечет издержки компании и влияет на эффективность работы – необоснованные штрафы.

Также стоит отказаться от весенних ограничений движения на дорогах регионального и местного значения на 2022 году по примеру пандемийного 2020-го года. По мнению Ольги Федоткиной, стоит ввести мораторий на проверку транспорта при проведении весового и габаритного контроля и увеличить нештрафуемый порог. Также стоит пойти по пути упрощения таможенного контроля и ускорения процедур прохождения досмотров.

– Оптимизация порядка выдачи пропусков в Москве, автоматическое продления срока действия диагностических карт и спецразрешений на перевозку опасных грузов, изменение порядков выдачи и оформления специального разрешения на движение по автомобильным дорогам тяжеловесного и крупногабаритного транспорта. Все это также в списке необходимых мер поддержки, – считает Ольга Федоткина. – Наконец, льготы и дотации транспортным компаниям позволят сохранить парк в условиях дефицита грузовиков и комплектующих.

Как отмечает эксперт, среди прочего, необходимы дотации на покупку техники, льготы по лизингу. Не обойтись без мер сдерживания темпов роста стоимости топлива, льгот по НДФЛ и социальным отчислениям. Стоит также задуматься и о переносе затрат на внедрение всех федеральных цифровых проектов транспортно-логистической отрасли с участников рынка на государство.

– Помимо этого, необходимо повышать эффективность портовой инфраструктуры и мощности сервисов железнодорожных перевозок в направлении "Восток-Запад" и "Запад-Восток", а также на плече прямой доставки по железной дороге из КНР в РФ, – подчеркнула Ольга Федоткина. – При разработке мер поддержки транспортной отрасли необходимо также учитывать организацию транспортно-логистического сектора с кодом ОКВЭД 52294, которые выпали в период пандемийного года.По словам эксперта, важно предоставить экспедиторским компаниям возможность оплачивать прямые расходы из валютной выручки до ее обязательной продажи во избежание существенной потери на курсовых разницах при продаже и покупке валюты.

– Считаем, что государство обладает всеми необходимыми ресурсами, чтобы принят правильные решения и создать благоприятные условия для сохранения транспортно-логистической отрасли, – резюмировала Ольга Федоткина.

Лекарства без отсрочки

Суть:

Фармдистрибьютеры резко сократили отсрочки платежей или вовсе перешли на предоплату на фоне ажиотажного спроса на лекарства, отметил Павел Лисовский, экономист-эксперт фармацевтического рынка на конференции Omni Pharma. И в этой ситуации некоторые аптеки вынуждены реализовывать продукцию со скидками, чтобы получить наличные средства для расчета с поставщиками.

Всего же с 24 февраля по 2 марта продажи лекарств выросли в несколько раз, это подтвердили участники дискуссии на Omni Farma.

Например, количество заказов сети аптек "Юнифарма-Росаптека" выросло в 10 раз.

А в ПАО "Аптечная сеть 36,6" отметили, что ежедневно обрабатывают по 30-40 тысяч заказов.

Выручка компании выросла в 2-3 раза.

За январь-февраль компания выполнила годовой план по продажам на 20%, отметил директор по по электронной коммерции ПАО "Аптечная сеть 36,6" Максим Ржезников. При этом из-за высокой волатильности курса рубля частота переоценки товара выросла до двух раз в сутки, пояснил коммерческий директор сети аптек Юнифарма/Росаптека Константин Тиунов. В настоящее время, безусловно, есть проблемы в логистике БАД и других товаров в Россию из-за границы, констатировал генеральный директор "Авиценна Фарма" Ованес Давидян. Особенно затруднены морские перевозки.

– Грузы, которые должны были доставить в Санкт-Петербург, останавливались и выгружались в Нотр-Даме и Гамбурге, – рассказал эксперт. – При этом многие компании считают в данном случае услугу по перевозке выполненной. В итоге российским компаниям пришлось снова заключать договора с логистическими и транспортными компаниями и забирать свои грузы из портов Гамбурга и Нотр-Дама, добавил собеседник "Логируса".

А это дополнительные финансовые и временные издержки.

По словам Ованеса Давидяна, в процентном соотношении к февралю ставки фрахта выросли на 20-25%, валидность составляла всего 10 дней.

– Есть еще одна не очень приятная новость для многих компаний, которые имели в российских банках валютные счета, – продолжает Ованес Давидян. – Те банки, которые попали под санкции, скорее, не хотят переводить деньги со своих валютных счетов на аналогичные в другом банке. Более того, они не хотят слышать наши просьбы – снять средства наличными.

Дистрибьютеры сократили товарный кредит для аптечных сетей и сократили отсрочку платежа

После 21 февраля в некоторых регионах резко вырос спрос на лекарства. Об этом напомнил управляющий партнер "Проектирования систем управления" Павел Лисовский.

Но, по его словам, это больше касалось медикаментов курсового приема.

– То есть люди, скорее, запасались, понимая, что цены резко изменятся или нужных препаратов не окажется в наличии, – пояснил эксперт.Дистрибьютеры сократили товарный кредит для аптечных сетей и сократили отсрочку платежа, добавил собеседник "Логируса".

– Фармацевтический рынок – это рынок дистрибьютерский, – продолжает Павел Лисовский. – Они выступают не только в роли логистов, но и как основные "кредиторы товаров". На те лекарственные средства, цены на которые не регулируются, уже подорожали на 70%.

1EBS – электронная тормозная система, которая содержит в себе функции антиблокировочной и противобуксовочной системы ведущих мостов и ряда других. 2Рессорное подвешивание - система упругих механических элементов, предназначенная для регулирования колебаний кузова транспортного средства и смягчения ударных нагрузок. 3Категория N3 - транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу более 12 тонн.

4ОКВЭД 52.29: Деятельность вспомогательная прочая, связанная с перевозками. Эта группировка включает: отправление грузов; подготовку или организацию перевозки грузов сухопутным, водным или воздушным транспортом; организацию отправки партий грузов или поштучных отправлений сухопутным, воздушным или водным транспортом (включая сбор и распределение грузов); подготовку транспортной документации и путевых листов; предоставление услуг таможенных брокеров; деятельность экспедиторов морского грузового и воздушного транспортов; посреднические операции по фрахту грузового места на судне или в самолете; транспортную обработку грузов, например, временную упаковку в ящики с целью обеспечения защиты груза во время перевозки, выгрузку, отбор проб и взвешивание товаров).

Теги:
Партнёры