В Москве прошло заседание комитета «Деловой России» по финансовым услугам. Участники встречи обсудили, можно ли заменить механизмами страхования контрольно-надзорные действия, которые проводит государство в отношении юрлиц, их производств, организации труда, выпускаемой продукции на всех фазах и стадиях жизненного цикла получаемого продукта или услуги.
«С одной стороны, если страховая компания, страхующая соответствующие риски, будет добросовестно будет относиться к своим обязанностям, то контроль особо и не нужен, потому что, если что-то на предприятии не соответствует уровню и тем самым несет с собой повышенный риск аварии, ни одна компания не сможет задешево застраховать этот риск. С другой стороны, чем лучше выполнены все обязательные требования, чем надежнее в течение уже многих лет работает компания, тем ей дешевле будет обходиться полисы и ответственности перед третьими лицами. Если продукт плохой, то он будет требовать высокую страховку, да и потребители просто откажутся его покупать», – сказал зампред «Деловой России», руководитель комитета по финуслугам Антон Данилов-Данильян.
По его словам, госпроверяющие «зачастую даже не повышают собственную квалификацию, отрабатывая новые обязательные требования, методы анализа и экспертизы». И в рыночной системе, управляемой страховыми компаниями, и в госсистеме присутствует человеческий фактор, поэтому владельцы предприятий стараются «использовать все способы уменьшения рисков, которые несет его бизнес-деятельность», отметил он.
«Остается только взвесить и понять, что лучше и здесь нам на помощь приходит практика. Со времен COVID приняты решения, которые отложили ряд проверок до 2030 года. Вот и надо бы сравнить: увеличилась ли аварийность, реализовались ли те самые риски, о которых говорят госорганы», – подчеркнул Данилов-Данильян.
Член генсовета и руководитель подкомитета «Деловой России» по взаимодействию со страховым рынком Игорь Фатьянов отметил, что идея использования механизма страхования для снижения «бюрократического бремени» предприятия не нова используются по всему миру.
«Есть свои положительные и отрицательные моменты, но в целом практика показывает себя достаточно эффективно. Пришло время и для государства, и для страхового рынка, и для предпринимателей осмыслить ту практику, которая сложилась за время COVID, извлечь из нее полезные уроки и принести их в будущее. Совершенствуется законодательная платформа, возникают новые виды регулирования и возникающая концепция, особенно по некоторым направлениям, выглядит достаточно привлекательной», – сообщил делоросс.
По его словам, обсуждая взаимодействие разных структур и прозрачность страхового сектора, существует больше возможностей для построения системы обратной связи между коммерческими предприятиями, страховым рынком и страхователями, в том числе на площадке «Деловой России».
В этой связи заместитель директора департамента Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Михаил Порватов обратился к комитету «Деловой России» по финуслугам с просьбой провести опрос предпринимателей по использованию механизма проверок. Взгляд бизнеса на ситуацию поможет провести глубинный анализ действующей практики и нормативно-правовых документов контрольно-надзорной деятельности, дать объективную оценку и предложить эффективные инструменты, считает эксперт.
Ответственный секретарь экспертного центра «Деловой России» по контрольно-надзорной деятельности Денис Домашнев отметил, что в рамках моратория на плановые проверки возросло количество профилактических визитов, итогом которых являются рекомендации, а не предписания. По его словам, «фактически бизнес пользуется услугами государства как аудитора». «Проведем с помощью бизнеса анализ ситуации и посмотрим, можно ли снять с государства бремя содержания контроль-надзорных органов и переложить эти функции в страхование», – сказал эксперт.
По итогам дискуссии достигнута договоренность собрать мнение бизнеса и на основе анализа ситуации представить предложения для возможного запуска «пилота» по переходу к механизмам страхования. «Идея хорошая. Надо посмотреть, сколько предприятий готовы перейти на страховые механизмы. Поэтому принципиально важно, чтобы у предприятий был выбор – купить набор полисов и тогда не подвергается даже профилактическим визитам или не покупать, но зато находиться в рамках модернизируемой, но остающейся актуальной практики визитов и проверок со стороны контрольно-надзорных органов. Надо подготовить соответствующее решения по отдельным регионам или отдельным отраслям», – резюмировал Антон Данилов-Данильян.