27 июня в Ставрополе прошло расширенное заседание подкомитета «Деловой России» автотранспортного машиностроения. Площадкой для его проведения стал завод «ИнтерПрицеп», председателем совета директоров которого является руководитель подкомитета, член генсовета «Деловой России» Александр Сизов. Обсуждались текущая ситуация в отрасли и в среднесрочной перспективе, действующие меры поддержки и существующие инициативы, вопросы локализации производства и другие.
С приветствием к участникам обратились первый зампред комитета Госдумы РФ по промышленности и торговле Александр Козловский и замминистра экономического развития Ставропольского края Александр Абалешев. Они отметили системообразующую роль отрасли для развития экономики и качество диалога федеральных и региональных властей с бизнесом по решению проблемных вопросов отрасли.
Открыл дискуссию ведущий встречи Александр Сизов: «Ситуация сейчас в машиностроении остаётся сложной и вызывает опасения. Эксперты прогнозируют, что до конца года темпы роста будут ниже 10%, некоторые эксперты даже говорят о темпы роста ближе к нулю. Это говорит о том, что отрасль сталкивается с системными вызовами, которые требуют внимательного анализа и совместного поиска эффективных решений на перспективу. Особенно тревожит ситуация, складывающаяся в сфере производства продукции гражданского назначения».
Он привел данные, согласно которым в первом квартале 2025 года существенно снизилось производство грузовиков, автобусов и прицепов. В сельскохозяйственном машиностроении производство снизилось на 21.5%, а продажи – на 32,9%. Спад отмечается в производстве дорожно-строительной техники и железнодорожном строительстве – производство локомотивов снизилось на 7,6%, а инвестиции в железнодорожные перевозки сократились почти вдвое. Рост за счет импортозамещения наблюдается лишь в станкостроении.
При этом заместитель директора департамента автомобильной промышленности и железнодорожного машиностроения Минпромторга России Дмитрий Чернов обратил внимание на снижение объемов импорта – на 43% против 15% снижения отечественной продукции. Он также остановился на вопросе локализации производства, отметив важность увеличения доли российских комплектующих. По его словам, с 2022 года удалось найти решение по 44% критически важных позициям.
Участники обсудили инициативы по совершенствованию нормативно-правовой базы, а также меры поддержки, способные помочь отрасли справиться с непростой ситуацией.
Так, генеральный директор СРО Ассоциация «СПЕЦАВТОПРОМ» Денис Кудрявцев представил предложения по внесению изменений в нормативно-правовые акты правительства РФ, которые в значительной мере стали результатом взаимодействия предпринимателей с Минпромторгом России, Росстандартом и Министерством транспорта России. Эти инициативы касаются порядка перевозки опасных грузов и перечня транспортных средств, в отношении которых уплачивается утильсбор.
В части доступности мер поддержки выступавшие отмечали наличие широкого спектра инструментов, эффективность которых во многом зависит от информированности бизнеса об их использовании. О программах поддержки, которые сегодня предлагают финансовые институты, в ходе дискуссии рассказали представители Фонда содействия инновационного развития, Фонда развития промышленности Ставропольского края, регионального МСП Банка. Президент консорциума «Финансово-промышленный консалтинг» Владимир Гамза представил обзор финансовых инструментов поддержки, включая специальные программы для малого и среднего бизнеса.
Своим опытом поделились члены генсовета «Деловой России». Алексей Шадрин поднял тему реверс-инжиниринга в машиностроении, отметив необходимость усиления координации между компаниями, более эффективной защиты интеллектуальной собственности и важности доступа к рынкам продуктов, полученных в результате реверсивного проектирования. Алексей Порошин остановился на проблемах финансовой и товарной логистики во внешнеэкономической деятельности.
По итогам обсуждения достигнута договоренность продолжить системную работу представителей бизнеса и власти с целью выработки и принятия согласованных решений по проблемным вопросам развития отрасли. Участники встречи также предложили сделать регулярной практику выездных заседаний комитета «Деловой России» и профильных подкомитетов организации на производственных площадках компаний делороссов.
По окончанию дискуссии Александр Сизов провел экскурсию по цехам завода «ИнтерПрицеп» и познакомил коллег с производством.