Российско-Турецкие торгово-экономические отношения в 2024 году стабилизировались после почти двукратного роста товарооборота в 2022 году. При этом Турция по-прежнему является важнейшим торговым партнером России и находится на втором месте, уступая по внешнеторговому обороту лишь Китаю. По данным Турецкого института статистики TurkStat, объем торговли между нашими странами за 12 месяцев 2024 года составил 52,6 млрд долл., из которых на российский экспорт приходилось – 44,0 млрд, а на импорт из Турции – 8,6 млрд долл. Таким образом, внешнеторговый баланс России сохраняет положительное сальдо, где российский экспорт, превышает турецкий импорт в 5 раз.
Россия получает значительные выгоды от экспорта газа, сырой нефти, и нефтепродуктов. За последние два года Турция стала третьим по величине потребителем российского ископаемого топлива в мире. Растущий спрос Турции на энергоносители, несмотря на западные санкции, по сути сформировали более глубокие отношения между нашими странами.
Россия является лидером по поставкам газа в Турцию с долей рынка 40% среди других стран-поставщиков. С окончанием транзитного соглашения Газпрома с Украиной в 2024 году трубопроводы, проходящие через Турцию, должны стать последним функционирующим экспортным маршрутом России в ЕС. По факту, неофициальный запуск газового хаба уже состоялся и основные объемы газа продаются европейским странам через турецкие газопроводы, которые не хотят покупать его напрямую.
Доля российской нефти в общем объеме импорта Турции составляет 50% от общих поставок. За Россией с большим отрывом следует Ирак – 15%. С 5 декабря 2022 года ЕС и страны G7 согласовали ценовой потолок для российской нефти – 60 долл. за баррель. С учетом международной конъюнктуры, выход РФ в лидеры на таком остро-конкурентном рынке, очевидно, связан с перепродажей российских ресурсов в Европу, за счет перемаркировки нефти под турецкую перед поставкой в европейские страны.
«Росатом» строит первую атомную электростанцию Турции – «Аккую», первый реактор которой планируется запустить в 2025 году. Остальные три реактора планируется ввести в эксплуатацию в 2028 году. После завершения строительства АЭС, все ее четыре реактора будут полностью обеспечивать энергией Стамбул и на 10% всю Турцию. Эксплуатация и контроль за стратегическим объектом инфраструктуры возложена на Россию. Кроме «Аккую», в н.в. обсуждается строительство «Росатомом» второй атомной электростанции «Синоп» на черноморском побережье.
Начиная с 2022 по 2023 гг. наблюдался значительный рост по всем направлениям, так как уход целого ряда западных компаний, открыл хорошие возможности для турецких поставщиков компенсировать товарный дефицит своей продукцией. Импорт включал в себя автозапчасти, бытовую технику, лекарства, продукты питания, одежду, детские товары. Тем не менее, сложившейся ситуацией воспользовалась не только Турция, но и такой сильный конкурент, как Китай.
Главное преимущество китайского импорта над турецким – это ценовой фактор, так как для российских потребителей часто гораздо важнее преимущество продукции по цене, чем по качеству. Стратегия же работы в более высоком ценовом сегменте, требует формирования сильного бренда и работы в долгую. Для этого требуются инвестиции, что не всегда находит понимания у турецких производителей. Так, Высшей школой экономики за период 2022-2024 гг. был проведен анализ некоторых перспективных товарных групп, сформулированных на уровне Министерства торговли Турецкой Республики, по которым имеется потенциал сбыта на Российском рынке. И результаты подтверждают вышесказанное.
Например, в российском сознании Турция прочно ассоциируется с производством готовой одежды. Поэтому удивительно на этом фоне укрепление Китая по швейным изделиям до 38% рынка, тогда как Турция хотя и сохранила место третьего по значимости поставщика, снизила свою долю присутствия на 45% в общем объеме импорта.
Другой пример: укрепились позиции Турции по такой важной для нее экспортной статье, как автозапчасти – с 3 до 9%. Но и здесь перестройка российского рынка пошла в пользу китайского автопрома, обеспечив ему роль лидера – 40% в общем объеме импорта.
Еще одна возможность для роста российского импорта турецких или квази-турецких товаров – осуществление Турцией функций хаба для российского параллельного импорта. Многие российские компании по-прежнему закупают у турецких дистрибьюторов европейских брендов санкционную продукцию. Однако, если их представитель отказывается продавать в РФ напрямую, тогда используется покупка через субдилера – турецкую торговую компанию с целью дальнейшей перепродажи продукции в требуемое место назначения в России.
2 сентября 2024 года стало известно, что Турция подала официальную заявку на вступление в БРИКС. Это может показаться заявлением о намерениях, с учетом высокой экономической и торговой зависимости этой страны от ЕС и США, если бы не одно «но».
Китай, Индия, а с недавних пор и Иран – являются ключевыми участниками БРИКС и наряду с Турцией – основными торговыми партнерами России. Арабские эмираты также считаются важным каналом по поставкам параллельного импорта и одновременно активно закупают у России нефть. Египет – крупнейший покупатель зерна в Африке. Бразилия, ЮАР, Саудовская Аравия, Эфиопия – имеют также заинтересованность расширить торговый оборот с нашей страной.
В настоящий момент, на базе данного объединения ведется создание международной платежной системы «BRICS PAY», которая должна позволить странам-участникам производить платежи друг-другу независимо от традиционной финансовой системы. Это снизит зависимость торговли от доллара, а также обеспечит обход санкций, поскольку платежная система не имеет единого центра для обработки транзакций и делает ее устойчивой к возможным санкционным ограничениям.
Вхождение Турции в блок БРИКС и использование «BRICS PAY» при торговле с Россией позволит решить проблему трансграничных платежей, которая сказалась на динамике торгового оборота в 2024 году
За 12 месяцев 2024 года товарооборот между Турцией и Россией сократился на 7%. При этом российский экспорт снизился на 3%, а импорт из Турции показал снижение аж на 21%.
Причина понятна – с января 2024 года по настоящее время усилилось давление на турецкие банки со стороны Минфина США. Как результат – возникли существенные сложности для осуществления денежных переводов в адрес турецких поставщиков и покупателей.
На январь 2025 года более 140 российских банков внесены в SDN-лист (Specially Designated Nationals List) Минфина США.
Попадание в список SDN, означает риск вторичных санкций для всех контрагентов. Для некоторых турецких банков, работающих по всему миру и имеющих в своем большинстве низкий уровень взаимодействия с российским бизнесом (1-5% совокупного объема операций) прагматичным шагом явился отказ от обслуживания платежей российских компаний.
Разрушается традиционная платежная система, что вызывает сложность оплат даже нейтральных товаров, включая разрешенную к ввозу США и ЕС продукцию, к которой относятся продукты питания, текстиль и гуманитарные грузы.
Финансовые санкции являются лишь только частью ограничений, направленных на то, чтобы компании из дружественной страны делали вынужденный выбор между развитием торговых отношений с Россией или сохранением связей с западным миром. И к сожалению, практика наблюдений показывает, что под влиянием риска вторичных санкций, бизнес вынужден соблюдать ограничения.
В этой связи именно роль отдельных российских предпринимателей – их ум, хватка и находчивость, может оказаться не меньшим вкладом в будущее процветание экономики, чем государственное регулирование.
Торгово-экономические отношения между нашими странами имеют огромный потенциал. Помимо внешней торговли – это строительство, промышленная кооперация, контрактное производство и туризм.
Член Генерального совета «Деловой России», Генеральный директор ООО «Российско-Турецкое торговое партнерство» Александр Костров