Вступить в организацию
Ru
En
Личный кабинет делоросса Дежурный по стране

Секреты IT-кухни от Анны Надобных

13.12.2022
Кому и зачем знать, как устроена разработка IT-продукта изнутри? Начинающим IT-командам — чтобы эффективнее организовать рабочий процесс, опираясь на опыт более зрелых компаний. Заказчикам — чтобы понимать, с кем они имеют дело и проще находить общий язык с исполнителями. Просто интересующимся — чтобы узнать, что общего у современной IT-разработки с тайской кухней. Член генерального совета «Деловой России», управляющий партнер компании BizApps Анна Надобных рассказывает о «внутренней кухне» разработки IT-продукта.
Секреты IT-кухни от Анны Надобных

Создание ИТ-продукта очень похоже на приготовление нового блюда в кафе или ресторане. Если вы хотите получить что-то необычное и ни на что не похожее, вам нужна опытная команда, а также набор инструментов и знание технологического процесса. Сегодня мы расскажем вам о том, из чего состоит процесс разработки IT-продукта. Вы узнаете, как разрабатываются решения на любой вкус – в арсенале нашей компании есть два флагманских продукта, и мы знаем каково это – создавать их с нуля.

Например, приготовление пирога состоит из нескольких более простых процессов: приготовить тесто, приготовить начинку, соединить все и запечь. В IT-разработке такая модель называется каскадной или водопадной. Действия выполняются по порядку и нельзя выполнить новое, не закончив предыдущее. Конечно, готовить тесто и начинку можно параллельно. Но вот запечь пирог, не выполнив предыдущие действия, нельзя.

Разработка IT-продукта больше похожа на «вечный суп», который подает один из ресторанов в Бангкоке уже более 45 лет. Оставшийся в конце дня суп сливают, кипятят вок, заливают обратно бульон и ставят его кипеть на медленном огне всю ночь. Утром в него добавляют свежую говядину и специи, постоянно пробуя и корректируя результат.

Современная разработка идет похожим путем и основана на подходе Agile. Сначала создается основа – работающий IT-продукт с минимальным необходимым функционалом и передается заказчику. Далее начинается разработка нового функционала и исправление ошибок текущей версии на основании обратной связи от пользователей. Продукт снова доводится до готовности, передается заказчику и начинается следующий цикл доработки. Такая методология называется гибкой.

Команда ИТ-разработки

в колонку надобных.png

Шеф-повар на IT-кухне – Product Owner. Он руководит всем процессом и определяет общую концепцию продукта на основании проведенных маркетинговых исследований. По сути, Product Owner является мостом между представителями бизнеса и командой разработчиков (заказчиком и кухней): собирает требования к продукту и следит за результатами.

Первый су-шеф – или правая рука шефа – бизнес аналитик. Это человек, определяющий и детализирующий бизнес-требования (набор ингредиентов, внешний вид и вкус).

Второй су-шеф – системный архитектор – создает рецепт – то есть, создает архитектуру сложной ИТ-системы, превращая отдельные требования к функционалу продукта в структуру будущей системы.

На кухне также трудятся несколько старших шефов, каждый отвечающий за свой цех. Например, UI/UX дизайнер отвечает за визуальную составляющую конечного продукта, подходящую под будущие нужды заказчика. Продукт неспроста сперва отдается в руки дизайнеров. Дело в том, что для любого продукта, будь то ИТ-продукт или блюдо, одной из важнейших составляющих является его внешний вид. И только когда итоговые интерфейсы согласованы с системным аналитиком (первым су-шефом), они передаются в разработку (в кулинарный цех).

Фронтэнд разработчик – герой стиля и кода одновременно. На кухне он отвечал бы за подготовку продуктов и создание внешнего вида блюда, а в разработке делает верстку интерфейсов.

Бэкэнд отвечает за реакции программы на действия пользователя или за сборку отдельных ингредиентов в нужном порядке и пропорциях.

Дегустаторы - тестировщики, не отдадут продукт конечному пользователю, пока сами его не попробуют и не оценят по различным параметрам. В ИТ-системе проверяют работоспособность и качество, а в приготовленном блюде - внешний вид и вкус.

Неважно чем вы занимаетесь – готовите ли новое блюдо для гостей ресторана или разрабатываете ПО. Если ваше блюдо прекрасно выглядит, то его скорее всего купят, а если оно еще и обладает восхитительным вкусом (для ПО ‒ это правильная архитектура и грамотная разработка) ‒ то это точно успех. Новые клиенты не заставят себя ждать.

Вот такие пироги.

 

К списку публикаций
Наши партнёры